Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Система охлаждения

Тепловой режим работы двигателя харак­теризуется температурой воды, выходящей из его водяной рубаш­ки в радиатор. Эта температура должна находиться в пределах 76—90 °С. С повышением температуры снижается вязкость масла, уменьшается его давление в системе, ухудшаются условия сма­зывания трущихся деталей, увеличивается износ, снижается эф­фективный к. п. д. Воздух, поступающий в цилиндры перегре­того двигателя, расширяется, что приводит к уменьшению наполнения цилиндров горячей смесью и к резкому падению мощ­ности двигателя. Кроме того, в этих условиях переобо­гащается горючая смесь и не полностью сгорает топливо.

Основными причинами перегрева двигателя могут быть недоста­ток жидкости в системе охлаждения, ослабление натяжения привод­ных ремней вентилятора, слишком позднее зажигание, бедный состав горючей смеси, работа на предельной нагрузке при небольшой час­тоте вращения коленчатого вала, неисправности термостата и обра­зование большого слоя накипи на внутренних поверхностях систе­мы охлаждения.

 

Рис. 9.1. Распределительный механизм двигателя А – 01М:

1 и 2 – регулировочные винты.

Не менее вредно и переохлаж­дение двигателя, при котором ухудшаются условия испарения топлива. Причинами переохлаж­дения являются недостаточный прогрев двигателя на холостом ходу, отсутствие контроля за температурой двигателя, отказ от применения щитков, шторок и утеплительных чехлов.

Система охлаждения должна быть всегда заполнена охлаждаю­щей жидкостью, которую нужно поддерживать на уровне не ниже 3 см от горловины заливного отверстия и восполнять ее по мере испарения. При заполнении системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью (антифризом) необходимо увеличение ее объема при охлаждении. Проверка уровня низкозамерзающей жидкости перед работой машины обязательна.

В процессе выполнения технического обслуживания следует про­верять герметичность системы охлаждения (места соединения шлан­гов и патрубков, спускные краники, радиатор). Течь у шлангов и пат­рубков устраняют подтяжкой хомутиков и шпилек. При наличии течи из краника следует притереть его пробку к гнезду.

Для обеспечения нормальной работы вентилятора необходимо, чтобы приводной ремень его имел нормальное натяжение, т. е. под действием усилия в 30—70 Н (в зависимости от марки двигателя), приложенного к средней части между двумя шкивами, стрела прогиба ремня должна быть в пределах 8—25 мм.

В том случае, если величина прогиба не соответствует нор­мативам, принятым для данного двигателя, необходимо отрегу­лировать натяжение приводных ремней вентилятора.

Технологический процесс регулировки натяжения приводных рем­ней характеризуется некоторыми особенностями в зависимости от марки двигателя.

В двигателях СМД-14 и СМД-14А перед выполнением регу­лировочных операций необходимо отвинтить гайку 2 оси крепления и гайку 5 шпильки, находящейся в прорези план­ки 4, затем повернуть генератор 3 до нормального натяжения ремня.

Через каждые 1000 ч работы двигателя, но не реже двух раз в год систему охлаждения необходимо промывать для уда­ления накипи. При выполнении этой операции рекомендуется при­менять растворы кислот. Лучшим средством для удаления накипи является 4%-ный раствор соляной кислоты. Однако кислота, удаляя накипь, оказывает сильное корро­зионное действие на металл. Для снижения агрессивности кислоты необходимо применять ингибито­ры (замедлители) коррозии. В ка­честве ингибиторов могут быть использованы уротропин, катапин, полимер бутилена и др.

Рис. 9.2. Устройство для натяжения ремня привода вентилятора и гене­ратора двигателя СМД-14:

1— ремень; 2и 5— гайки; 3— генератор; 4планка.

 

Процесс очистки системы ох­лаждения двигателя заключается в следующем. После снятия термо­стата в систему охлаждения заливают кислотный раствор. Двигатель работает в течение 12— 15 мин при температуре охлажда­ющей воды 40—50 °С. Обычно достаточно одной промывки систе­мы охлаждения на указанных режимах. При значительном отложении накипи возможна двух-, трехразовая промывка.

После кислотной промывки систему охлаждения промывают 1—2раза по 3—5 мин водой с температурой 50—80°С, а затем 10—15 мин раствором кальцинированной соды (5—7 г/л) для нейтрализации кислоты при температуре 75—85 °С. В заключение систему промывают горячей водой для удаления остатков щелоч­ного раствора.

Заливать в холодный двигатель сильно нагретую воду нельзя во избежание появления трещин в головке и стенках блока ци­линдров. Сначала следует заливать воду, нагретую до темпера­туры 60—70 °С (при открытых спускных краниках, а затем до 90 °С.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >