Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Электрические двигатели и пускорегулирующая аппаратура

Электродвигатель, если он исправен, должен работать плавно, без чрезмерного перегрева и шума. Показателем его неисправ­ной работы является уменьшение сопротивления изоляции обмо­ток, вызываемое в основном сыростью. Электродвигатели с сопро­тивлением меньше допустимого нормами (ниже 0,5 МОм) должны быть заменены исправными. Электродвигатели с отсыревшей изоля­цией необходимо просушить.

Если электродвигатель не может преодолеть внешнюю нагруз­ку, его необходимо отключить от сети и после уменьшения нагруз­ки включить снова. Иногда электродвигатель не включается, т. е. не работает даже вхолостую. Это может быть вызвано следую­щими причинами: отключен ток на объекте строительства, повреж­дены токоприемники, перегорели предохранители, оборвалась об­мотка.

При работе электродвигателя в результате истирания контакт­ных колец и щеток накапливается мелкая металлическая пыль, ко­торая оседает на поверхности изоляции контактных колец и щетко­держателя. Наличие металлической пыли может привести к корот­кому замыканию. Поэтому при осмотре контактные кольца и щетко­держатели очищают сухой и чистой тряпкой. Грязь и жир с по­верхности контактных колец удаляют тряпкой, смоченной бензином. Поверхность контактных колец должна быть чистой и гладкой. Угольные щетки должны иметь блестящую поверхность на всей площади соприкосновения с контактными кольцами. При работе двигатель должен работать без искрения. Одна из причин, вызывающих искрение щеток, состоит в том, что щеткодержатель заедает в шарнирах. Сильно изношенные щетки заменяют. Вновь устанавливаемые щетки предварительно обрабатывают по радиусу контактного кольца, а затем окончательно притирают к контакт­ному кольцу стеклянной шлифовальной шкуркой.

Смазку подшипников электродвигателя следует заменять через 6—12 мес в зависимости от условий их эксплуатации, а попол­нять приблизительно через каждые 3—6 мес. Перед заполнением подшипника свежей смазкой рекомендуется его промыть бензином.

При осмотре пускорегулирующую аппаратуру протирают, зачи­щают подгоревшие контакты, регулируют усилия нажатия сколь­зящих контактов и пружин.

В процессе эксплуатации пускорегулирующей аппаратуры окис­ляются и обгорают контакты, ослабляются пружины, изнашивают­ся трущиеся части, пробивается изоляция и др.

У рубильников и переключателей в связи с этим зачищают или заменяют подгоревшие контакты, заменяют плавкие предох­ранители, а также сгоревшие и пробитые изоляционные детали. При проверке рубильников, рассчитанных на силу тока 10—15 А, середина ножей должна располагаться симметрично, по средней линии губок с тем, чтобы при сильном и неодинаковом нажатии губки не перегружались током. Плотность контактов отдельных ножей рубильника регулируют сжатием губок. При выключении рубильника все ножи должны одновременно выходить из губок, для чего подбирают пружины мгновенного разрыва одинаковых размеров. Если пружины ослабли, их нужно несколько укоротить или заменить новыми. Разработанные соединительные отверстия ножей нужно рассверлить, запрессовать в них втулки, точно пригнанные по диаметру валика.

При окислении и обгорании контактов пусковых реостатов их зачищают или заменяют.

Необходимы ежедневный осмотр контроллеров и их обслужи­вание. Касание контактов контроллеров должно быть плотным по всей длине сегмента и не менее чем на 3/4 его ширины. При регу­лировке контактов барабанных контроллеров нажатие сухарей паль­цев на сегменты производят при помощи гаек. Величину до­полнительного хода сухарей (2—3 мм) и сход его с сегмента регулируют винтом. Для проверки усилия нажатия сухарей контактных пальцев на сегмент обычно применяют пружинный ди­намометр, один из крючков которого закрепляют за винт креп­ления сухаря, а между сухарем и сегментом прокладывают по­лоску бумаги. Оттягивая динамометр одной рукой, другой рукой пробуют выдернуть бумагу. Величина усилия нажатия контактов будет характеризоваться показаниями динамометра в момент, ког­да бумагу можно легко выдернуть. При недостаточном нажатии сухарей на пальцы обгорают контакты. Очищают их шлифова­льной шкуркой или бархатным напильником.

В кулачковых контроллерах изнашивание контактных поверх­ностей значительно меньше, чем у барабанных. При осмотре этих контроллеров проверяют работу пружин и роликов, а также степень износа контактных поверхностей кулачковых шайб. Кроме того, проверяют одновременность включения контактов.

Контакторы и реле подвергают систематическому осмотру. При этом проверяют состояние контактов, прочность крепления дета­лей к панели и между собой, натяжение пружин. Одновременно удаляют грязь и ржавчину, а также зачищают окислившиеся и покрытые нагаром контакты. Если контактор в процессе ра­боты самопроизвольно отключается или не отключается при выклю­чении контроллера (при размыкании цепи кнопочного выключателя), если наблюдается сильное гудение контактора или перегрев ка­тушек, искрение и обгорание контактных элементов, то для обнару­жения повреждения контактор следует разобрать. Обгоревшие кон­такты и перегоревшие катушки заменяют новыми.

При сильном гудении необходимо проверить плоскость сопри­косновения обеих половин сердечника и электромагнита и це­лостность короткозамкнутого витка, вложенного в прорези электро­магнита. Для проверки точности пригонки подвижной и непод­вижной частей электромагнита между ними прокладывают листок копировальной бумаги и контактор замыкают от руки. Поверх­ность контактирования должна составлять 70 %; при меньшей поверхности контактирования дефект устраняют поворотом сердеч­ника электромагнита.

У командоконтроллеров проверяют раствор и провал контактов. При уменьшении раствора контактов в сравнении с указанным, из-за ослабления затяжки крепления кулачкового элемента следует отрегулировать положение кулачкового элемен­та и затянуть резьбовое крепление его к рейке. Величина провала определяет предельный износ контактов. Если провал меньше ука­занного то следует заменить контактный мостик или неподвижные контакты, либо полностью заменить кулачковый элемент.

Рис. 9.4. Кулачковый элемент командоконтроллера:

а— контакты разомкнуты; б — контакты касаются; в — контакты замкнуты.

Смотрите также:

 

 
< Пред.