Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Задний мост гусеничного трактора

Задний мост гусеничного трактора бывает двух типов.

Задний мост с фрикционными муфтами управление поворотом кроме левой и пра­вой муфт состоит из главной конической передачи, ленточных тормозов и двух конечных редукторов с ведущими звездочками.

По этой схеме выполнены задние мосты тракторов Т-130М, ДЭТ-250М. Корпус 14 заднего моста представляет собой три изолированных отсека. С боков к корпусу присоединены на фланцах конечные редукторы 2. В центральном отсеке размеще­на главная передача с коническим зацеплением шестерен. Имен­но она в ведущем мосту увеличивает передаточное отношение трансмиссии и изменяет направление крутящего момента на 90°, передает его к ведущим звездочкам, которые вращаются в верти­кальной плоскости. Состоит главная передача из ведущей 8 и ве­домой 7 конических шестерен. Шестерня 8 выполнена за одно це­лое с выходным валом коробки передач или жестко насажена на нем. Шестерня 7 жестко установлена на ведущем валу 9 заднего моста, который вращается в конических подшипниках, располо­женных в корпусе. Конические шестерни главной передачи гусе­ничных тракторов характеризуются прямозубым зацеплением. Для смазывания зубчатой пары главной передачи и подшипни­ков в центральном отсеке предусмотрена масляная ванна.

С двух сторон на ведущем валу установлены левая 5 и правая 11 фрикционные муфты, размещенные в боковых изолированных отсеках корпуса 14. Это сухие, постоянно замкнутые муфты тре­ния, отличающиеся от муфты сцепления большим количеством дисков, благодаря чему передают больший крутящий момент.

Муфты называют постоянно замкнутыми, так как пакет ди­сков сцепления все время сжат нажимными пружинами и крутя­щий момент передается конечным редукторам. Для выключения муфт на рабочем месте машиниста предусмотрены два рычага 6 и 10, с помощью которых через механизмы гидравлического сервоуправления сжимаются нажимные пружины, размыкаются диски и прекращается передача крутящего момента одной из ве­дущих звездочек. Наружные барабаны фрикционных муфт ис­пользуют для размещения ленточных тормозов 3 и 13 трактора. Ими управляют с помощью педалей 4 и 12. Боковые отсеки кор­пуса моста, в которых работают фрикционные муфты и лен­точные тормоза, надежно защищены уплотнениями от проникно­вения масла из центрального отсека и корпусов конечных редукторов. Барабаны муфт жестко установлены на входных ва­лах двухступенчатых конечных редукторов 2. Конечные редук­торы увеличивают крутящий момент до расчетной величины и передают их ведущим звездочкам 1.

Принцип работы моста заключается в следующем. При включенных фрикционных муфтах и выключенных тормозах кру­тящий момент равномерно передается звездочкам 1. Они жестко связаны между собой механизмами моста и имеют одинаковую угловую скорость. Трактор движется прямолинейно и равно­мерно.

При выключении левой фрикционной муфты передача враще­ния левой звездочке прекращается и правая гусеница обгоняет левую. Вследствие этого вся машина поворачивается налево с определенным радиусом. При включении в работу левого тор­моза движение левой гусеницы прекращается и происходит кру­той поворот трактора относительно заторможенной гусеницы. Если необходимо повернуть трактор направо, соответственно выключают правую муфту и вводят в действие правый тормоз. Повороты в движении и на месте осуществляются одинаково на переднем и заднем ходу.

Задний мост гусеничного трактора

Рис. 29. Схемы задних мостов гусеничных тракторов:

а - с фрикционными муфтами управления поворотом, 6 - с планетарным механизмом управления поворотом; 1 — звездочки, 2 - конечные редукторы, 3, 13, 16, 23 - тормо­за, 4, 12 - левая и правая педали, 5, 11 - муфты управления, 6,' 10 - рычаги управления левой и правой муфтами, 7. 8, 19 - шестерни, 9, 78-валы 14 - корпус заднего моста, 15 - шкивы, 17 - барабан с венцами, 20-водичо, 21 - венец 22-сателлит.

Трактор тормозят включением двух (при работе) или одного (на стоянке) ленточных тормозов и выключением фрикционных муфт заднего моста либо сцепления.

Задний мост с планетарными механизмами управления поворотом (планетарными редукторами) показан. Основное преимущество этого моста за­ключается в том, что планетарные редукторы выполняют не только функции механизмов управления поворотом, но и позво­ляют увеличивать крутящий момент двигателя. Благодаря этому уменьшается количество ступеней и упрощается конструкция ко­нечных передач, а также. повышается долговечность механизмов поворота. Такими мостами оборудованы гусеничные тракторы типа ДТ-75 и Т-180Г.

Шестерня 8 главной передачи входит в зацепление с шестер­ней 7, которая жестко закреплена снаружи на барабане 17. Бара­бан свободно вращается в центральном отсеке корпуса. С вну­тренней стороны барабан снабжен двумя симметричными венцами 21 коронных шестерен с внутренним зубчатым зацепле­нием. С каждой коронной шестерней зацеплены три сателлита 22. Сателлиты связаны с водилами 20, которые жестко соеди­нены через вал с ведущей шестерней соответствующего конечно­го редуктора. На валах установлены тормозные шкивы 15 левого 3 и правого 13 бортовых тормозов трактора.

Одновременно сателлиты входят в зацепление с солнечной (центральной) шестерней 19, которая полым валом соединена со шкивом постоянно замкнутых тормозов 16 и 23 планетарных редукторов. Тормоза планетарных редукторов постоянно замкну­ты и выключаются рычагами 6 и 10 с места машиниста. Управляют тормозами трактора с помощью педалей 4 и 12.

Мост с планетарными механизмами работает следующим об­разом. Шестерня 8 приводит в действие шестерню 7, которая вращается вместе с барабаном 17 и внутренними венцами. В свя­зи с тем что тормоза 16 и 23 постоянно заторможены, солнечные шестерни остановлены. Сателлиты, приводимые шестернями 21, обкатываются вокруг неподвижных шестерен 19 и приводят во вращение с определенной частотой водило 20. Они передают крутящий момент правым конечным редукторам и ведущим звездочкам гусениц,

Поскольку левая и правая планетарные передачи одинаковы по конструкции и количеству зубьев в шестернях, а конечные ре­дукторы унифицированы, звездочки 1 вращаются с одинаковой частотой и трактор перемещается прямолинейно. При растормаживании одного из тормозов планетарного механизма шестерня 19 свободно вращается при остановленном водиле от коронной шестерни с помощью сателлитов. Передача вращения конечному редуктору и шестерне 8 прекращается, и трактор начинает пово­ротное движение вокруг отключенной гусеницы. При включении соответствующего тормоза (3 или 13) гусеница заторможена и возможен крутой поворот вокруг неподвижной гусеницы.

Таким образом, при растормаживании правого тормоза пла­нетарного механизма и включении правого бортового тормоза трактор соответственно поворачивается направо. Действие тор­мозов одинаково при переднем и заднем ходе трактора. Машина тормозится при выключении тормозов 16 и 23 или муфты сцеп­ления трактора и включении тормозов 3 или 13.

Конструкция заднего моста с планетарными механизмами по­ворота трактора типа ДТ-75 показана.

Корпус 31 моста состоит из трех отсеков: центрального и двух боковых. Каждый отсек отделен сплошными перегородка­ми. В центральном отсеке расположены главная передача и пла­нетарные механизмы поворота, в боковых — тормоза плане­тарных редукторов и бортовые остановочные тормоза трактора. Главная передача состоит из пары конических прямозубых ше­стерен. Ведущая шестерня (на рисунке не показана) изготовлена за одно целое с выходным валом коробки передач (см. § 6). Ве­домая шестерня 26 прикреплена болтами к фланцу барабана ко­ронных шестерен планетарных механизмов. Между шестерней и фланцем размещен пакет стальных прокладок 27, с помощью которых также можно регулировать зазор в коническом зацепле­нии пары главной передачи. Прокладки выполнены в виде полу­колец с открытыми пазами под крепежные болты. Поэтому про­кладки снимают и устанавливают при ослаблении болтов.

Барабан коронных шестерен вращается на двух шарикопод­шипниках. Внутренние кольца подшипников установлены на ста­канах 11, фланцы которых закреплены болтами во внутренних поперечных перегородках корпуса.

Два одинаковых планетарных механизма смонтированы вну­три барабана на коронных шестернях 24 с внутренними эволь-вентными зубьями.

В зацепление с коронными шестернями входят два парал­лельных ряда прямозубых сателлитов 23. Каждый ряд сателли­тов установлен в литых корпусах водил 25. В ряду равномерно по окружности установлены три сателлита. Они вращаются на игольчатых подшипниках и осях, жестко запрессованных в кор­пусах водил. Одновременно сателлиты каждого ряда находятся в зацеплении с солнечными шестернями 21 планетарных меха­низмов. Шестерни 21 полыми валами связаны с левым 16 и правым 19 тормозными шкивами. Полые валы вращаются в подшипниках скольжения, запрессованных в стаканы 11. Кор­пуса водил валами связаны с левой 1 и правой 15 ведущими ше­стернями конечных редукторов. Шестерни 15 редукторов полыми валами связаны со шкивами 16 бортовых тормозов 17. На плане­тарные механизмы и трактор воздействуют тормоза ленточного типа. Каждый ленточный тормоз планетарных механизмов вы­полнен из стальной ленты с наклепанными тканевыми асбе­стовыми накладками и постоянно затянут цилиндрической пру­жиной 9. Благодаря применению планетарных механизмов крутящий момент увеличивается в 1,42 раза. Каждый тормоз 17 снабжен стальной лентой с фрикционными твердыми колодками и выполнен постоянно разомкнутым.

Для установки определенного усилия затяжки тормозной ленты предусмотрены регулировочные гайки 32 и 33 соответ­ственно планетарных механизмов и бортовых тормозов. Для уменьшения изнашивания тормозных лент на всех тормозах установлены верхние 8 и нижние 18 оттяжные пружины, которые при выключении тормозов создают зазор между лентами и тор­мозными шкивами. Тормозами управляют с помощью ры­чажных механизмов. Тормоза планетарных механизмов приво­дятся двумя рычагами, бортовые тормоза — педалями, находя­щимися на рабочем месте машиниста.

В боковые секции, где работают тормоза, не должно попа­дать масло. Валы герметизируют сальниками. Для удаления воз­можных скоплений жидкости и масла в каждом отсеке установ­лены сливные пробки 29.

В центральный отсек заливают масло для смазывания заце­пления главной передачи, планетарных механизмов к подшипни­ков. В заливную горловину завертывают пробку с маслоизмерителем, на которую нанесены отметки уровня масла. Для слива масла в днище отсека ввернута сливная пробка с магнитным уловителем металлических продуктов изнашивания.

Трактор в работе тормозят включением двух бортовых тор­мозов, на стоянке — включением и установкой на фиксатор педа­ли правого тормоза. Зацепление пары конических шестерен глав­ной передачи регулируют после снятия крышки 5 центрального отсека. С помощью прокладок 23 устанавливают малую шестерню в осевом направлении в такое положение, чтобы размер от ее торца до оси заднего моста был равен 133 ( + 0,3) мм. Толщина каждой прокладки 0,15 мм. Затем проклад­ками 27 между большой шестерней 26 и фланцем барабана коронных шестерен устанавливают боковой зазор ме­жду шестернями главной передачи 0,25...0,51 мм. Зазор прове­ряют с помощью индикатора или свинцовой пластины через каждые 90° при полном повороте большой шестерни. После это­го обкатывают коническую пару главной передачи и проверяют отпечатки приработки зубьев. Допускают отпечатки, составляю­щие 60% длины зубьев и отстоящие от основания зубьев не бо­лее чем на 6 мм. Возможны отпечатки в виде отдельных пятен длиной 10 мм при разрыве между ними не более 8 мм. После этого снова проверяют боковой зазор в зацеплении.

Затем затягивают все болты, законтривают их и закрывают люк.

Тормоза регулируют устройствами, расположенными в задней стенке моста. Последовательность регулирования при­ведена в § 11 и 12.

Рис. 30. Задний мост с пла­нетарным управлением трактора типа ДТ-75:

1,15,21,24,26- шестерни, 2 — коробка управления, 3 — тяги рычага управления тормозами, 4— чехол, 5,10—крышки, 6,14—валы, 7 — ро­ликоподшипник, 8,9,18—пружины,11, 12— стаканы, 13 — корпус сальника, 14—вал заднего моста, 16,19—шкивы, 17, 20,30-тормоза, 22— палец сателлита, 23—сателлиты, 25 - водило, 27 — прокладка, 28— шарикопод­шипник, 29—пробка, 31—корпус, 32,33– гайки.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >