Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Соединительные валы

Соединительные валы служат для передачи крутящего момен­та двигателя механизмам базового трактора, оси входных валов которых смещены или расположены под некоторым углом один к другому. Несоосность валов механизмов трактора в ряде слу­чаев обусловлена конструкцией из-за необходимости располо­жить сборочные единицы на определенном расстоянии. Несоос­ность возникает при недостаточной точности изготовления и сборки, изменении расположения сборочных единиц в процессе эксплуатации, в результате деформации рам, отжатия кронштей­нов и других элементов крепления агрегатов. Если механизмы трактора соединены валами, то снижаются вредные внутренние напряжения сборочных единиц, деталей и повышается их долго­вечность.

В базовых тракторах валы могут соединять двигатель с ко­робкой передач (у гусеничных тракторов типа ДТ-75, Т-180Г, Т-ЗЗО), двигатель с редуктором привода генератора и разда­точным редуктором (у гусеничного трактора ДЭТ-250М), короб­ку передач с ведущими мостами (у трактора Т-ЗЗО, одноосного тягача МоАЗ-546П).

Различают одинарные и двойные валы соответственно с од­ним и двумя дларнирами, а также с упругими и жесткими шарни­рами. В базовых тракторах применяют преимущественно соеди­нительные двухшарнирные валы с упругими и жесткими шарнирами. Валы с жесткими шарнирами называют кардан­ными.

Соединительные валы с двумя упругими шарнирами широко применяют в тракторах типа ДТ-75. Вал состоит из двух частей, связанных между собой шлицевым соединением 9 для компенсации возможных осевых смещений муфты сцепления и коробки передач. Передняя вилка 11 установлена на шлицах вала 1 муфты сцепления. Задняя вилка 7 связана с входным ва­лом 8 коробки передач. Каждая вилка состоит из шлицевой втулки и плоского фланца с отверстиями, расположенными под углом 180°. Двумя соединительными болтами каждая вилка со­единена с передней и задней головками 3 упругого шарнира. Го­ловка представляет собой два одинаковых штампованных диска, соединенных сваркой или клепкой. В цилиндрические гнезда ка­ждой головки запрессованы четыре эластичные втулки 2, изгото­вленные из морозостойкой резины на металлическом сетчатом каркасе изнутри и прорезиненном слое ткани снаружи. В эла­стичные втулки запрессованы стальные втулки с выступающими поясами, на которые надеты вилки. Ведущую 5 и ведомую 6 вил­ки с противоположных сторон крепят к головкам 3 соедини­тельными болтами с гайками. Таким образом, каждая пара ви­лок (передняя и ведущая, ведомая и задняя) соединена с головкой попарно крестообразно под углом 90°. Соедини­тельный вал не регулируют.

Рис. 16.Соединительный вал с упругими шарнирами:

1, 8 - валы. 2, 10 — втулки, 3 - головки шарниров, 4 - соединительный болт, 5-7, И - вилки, 9 - шлицевое соединение, 12 - шкив тормозка.

Соединительные валы с жесткими шарнирами — карданные валы — используют для передачи крутящего момента от двигателя к механизмам трансмиссии. Они допускают большее осевое и угловое (до 15°) смещение соединяемых механизмов транс­миссии. На тракторах применяют одинаковые по конструкции карданные валы. Различаются они размерами деталей (в зависи­мости от передаваемого крутящего момента) и расстоянием ме­жду соединяемыми агрегатами.

Карданный вал состоит из двух жестких шарниров с равными угловыми скоростями и вилок, соединенных между собой шли­цевым соединением. Чтобы в него не попадали пыль и грязь, с одной стороны оно закрыто заглушкой, с другой — уплотне­нием 7 с поджимной крышкой 11.

Рис. 17.Карданный вал с жесткими шарнирами:

1, 9 - фланцы, 2 — крестовина, 3, 7 - уплотнения, 4 - подшипник, 5, 8 — валы, 6 - шлицевое соединение, 10 — масленка, 11, 12 — крышки, 13 — болт, 14 — заглушка

Рис. 18. Карданный шарнир с креплением подшипников стопорными кольцами (а) и крышками (б):

1 — фланец, 2 — болт, 3 — масленка, 4 — вилка, 5 — пружинное кольцо, 6 — клапан, 7 — подшипники, 8 - крестовина, 9 — уплотнение, 10 — крышка

Фланец 1 с вилкой соединен с ведущей вилкой 5 крестови­ной 2, снабженной четырьмя игольчатыми подшипниками 4. Вилки расположены между собой под углом 90°. Аналогичным образом связаны между собой ведомая вилка вала 8 с ведомым фланцем 9.

Устройство карданных шарниров одинаковое. Вилки 1 и 4 соединены попарно крестовиной 8. На каждый носок кре­стовины надеты уплотнение 9 и игольчатый подшипник 7 со ста­каном. Закреплены подшипники стопорными кольцами 5 или крышками 10. Крепление подшипников крышками более удобно для эксплуатации. В теле крестовины предусмотрены взаимно перпендикулярные сверления для смазывания подшипников. Шарниры смазывают через масленку 3. Излишки смазочного ма­териала выходят через предохранительный клапан б.

Карданные валы не регулируют.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >