Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Однодисковую муфту сцепления с постоянно замкнутым пру­жинным механизмом

Однодисковую муфту сцепления с постоянно замкнутым пру­жинным механизмом применяют на колесных тракторах типа «Беларусь».

Ведущими дисками муфты являются маховик 1 и нажимный диск 3, установленный на трех призматических выступах в пазах опорного диска 5, который прикреплен к маховику жестко с по­мощью шпилек 13, ограничительных втулок и корончатых гаек. Двенадцать нажимных пружин 4 расположены равномерно по всему периметру окружности между дисками 5 и 3.

На выступах нажимного диска на осях 12 установлены шарнирно отжимные рычаги 10. Положение рычагов регулируют винтами и контргайками 14. Рычаги постоянно прижимаются к опорным поверхностям пружиной, расположенной на оси 12.

Шлицевая ступица ведомого диска 2 размещена на выходном валу П. На ступице установлен ограничительный диск 6. Через демпферные пружины он соединен с диском 2, на который с двух сторон наклепаны кольцевые фрикционные накладки 8.

Рис. 13.Однодисковая муфта сцепления трактора типа «Бела­русь»:

1— маховик, 2,3,5,6,9-диски, 4,7— пружины, 8— накладки, 10,23— рычаги, 11— регулировочный винт, 12— ось, 13— шпилька, 14—контргайка, 15— подшипник, 16—отводка, 17—вал, 18— кронштейн отводки тормозка, 19— тормозок, 20— механизм включения понижаю­щего редуктора, 21—корпус, 22—шестерня механизма отбора мощ­ности, 24— вилка выключения сцеп­ления, 25- гибкий шланг с маслен­кой; I — положение рычага при вклю­ченной муфте, II — то же, при вы­ключенной муфте

Устройство, в котором ведомый диск 2 соединен с ограничи­тельным 6 с помощью восьми пружин, расположенных по окружности, называют гасителем крутильных колебаний. Гаси­тель обеспечивает плавность включения муфты сцепления.

Муфту сцепления включают и выключают отводкой 16, кото­рая через выжимной подшипник 15 нажимает на лапки рыча­гов 10 и через опорный диск 5 отводит нажимный диск, преодо­левая действие нажимных пружин 4.

Отводка и опорный подшипник перемещаются к лапкам ры­чагов механизмом выключения через рычаг 23, который при вы­ключении муфты поворачивается на оси против часовой стрелки (на рис. 13 показано стрелкой), при включении — по часовой стрелке.

Отличительная особенность муфты — наличие тормозка 19, который включается автоматически при выключении муфты сце­пления. Тормозок служит для быстрой остановки выходного ва­ла и связанного с ним входного вала коробки передач для легко­го и безударного переключения передач, уменьшения торцового изнашивания шестерен. Тормозок включает в себя ведущий диск с фрикционной накладкой (на рис. 13 показан справа), устано­вленный на шлицах выходного вала 17 сцепления, и ведомый диск, установленный на шлицевом соединении стакана, закре­пленного неподвижно на корпусе. При повороте рычага 23 он воздействует с помощью тяги на кронштейн 18 отводки й тормо­зок автоматически затормаживает вал сцепления.

Детали и механизмы муфты сцепления смонтированы в еди­ном литом корпусе 21 вместе с валом отбора мощности и пони­жающим редуктором.

Для включения и выключения муфты применяют механизм управления, приводимый в действие от ножной педали.

Рис. 14. Механизм управления муфтой сцепления:

1 — педаль, 2, 6, 7, 9, 18 — болты, 3, 12 - рычаги, 4 — ось, 5, 13 - пружины, 8, 17 — кронштейны, 10, 14 - тяги, 11 - вилка, 15 — гайка, 16 - палец; I-положение педали при включенной муфте, II — положение педали при выключенной муфте

Педаль 1 закреплена в клеммовом зажиме болтом 2, который жестко присоединен к рычагу 3. Рычаг установлен на оси 4 и с помощью тяги 10 воздействует на рычаг 12 управления муфтой сцепления. При нажатии на педаль рычаг 12 поворачивается про­тив часовой стрелки и выключает сцепление. Одновременно тя­гой 14 с пружиной 13 сдвигается кронштейн отводки тормозка и он замыкается, останавливая вал муфты. Пружина 13 на теле­скопической тяге 14 обеспечивает нажатие с определенной силой ведомого диска на ведущий диск тормозка. Пружина 5, устано­вленная на кронштейне 8, отжимает педаль 1 в крайнее положе­ние 1, когда муфта сцепления включена.

Регулирование муфты сцепления заключается в установке за­зора между подшипником отводки и рычагами, а также в регу­лировании свободного хода педали и длины блокировочной тяги тормозка. Зазор между подшипником отводки и всеми отжимны­ми рычагами должен быть одинаковым и равным 3 мм.

При работе трактора фрикционные накладки изнашиваются и ход педали уменьшается. При ходе педали менее 30 мм регули­руют свободный ход и длину тяги блокировочного тормозка, для этого сначала вынимают палец 16, разъединяя рычаг тормозка от тяги, далее отпускают болт 7 кронштейна 8 и освобождают пружину 5. Изменяя длину тяги 10, устанавливают нормальный ход педали, равный (например, у трактора типа «Беларусь») 40...45 мм. После этого закрепляют болтами кронштейн и пру­жину 5. Затем проверяют длину сжатой пружины 13 тормозка (должна быть 35 мм), регулируют длину тяги 14 и устанавли­вают палец 16 крепления тяги в кронштейне. Если правильно от­регулирована длина тяги тормозка, То при выключении сцепле1 ния пружина 13 должна дополнительно сжиматься на 3...4 мм.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >