Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Гидромеханические передачи

Гидромеханические передачи устанавливают на мощные про­мышленные тракторы Т-ЗЗО и одноосные тягачи БелАЗ-531.

В гидромеханических передачах наряду с механической короб­кой передач используют гидравлический преобразователь крутя­щего момента — гидротрансформатор. Муфту сцепления в этом случае не применяют.

Гидротрансформатор. Простейший гидротрансформатор состоит из насоса 2, реактора 3, турбины 5, выпол­ненных в виде колес, снабженных лопатками. Внутри колес обра­зуется замкнутый кольцевой объем, в котором циркулирует мас­ло (показано стрелками). Лопатки 8 насоса 2, вращающегося вместе с валом 1 двигателя, отбрасывают масло в сторону лопа­ток 7 турбины 5, увлекая ее вслед за насосом. Из турбины масло за счет наклона ее лопаток 7 выходит в направлении, обратном направлению вращения насоса, и ударяется о лопатки 6 непод­вижно закрепленного реактора 3. В результате этого удара со­здается ответная реакция потока жидкости на турбину. Таким образом, турбина вращается под действием крутящего момента двигателя, передаваемого ей потоком масла от насоса, а также дополнительной силы от реактора, т. е. на валу 4 турбины (вы­ходном валу гидротрансформатора) может быть получен крутя­щий момент Мкрт, который больше момента двигателя Л/кр.дв.

При возрастании нагрузки турбина начинает замедлять вра­щение, в то время как поток жидкости от насоса, вращающегося с прежней частотой, с большей силой ударяет в лопатки турбины и создает значительный крутящий момент. Наоборот, при увели­чении частоты вращения турбины (уменьшение нагрузки) ее ло­патки как бы убегают от потока жидкости и поэтому крутящий момент на турбине снижается.

Таким образом, изменяя крутящий момент на турбине и ее частоту вращения, автоматически регулируют в широком диапа­зоне силу тяги и скорость движения машины. Это по­зволяет сократить число ступеней в гидромеханической коробке по сравнению с механической.

Рис. 25. Схемы гидротрансформа­тора:

а — конструктивная, б - гидравлическая; 1 — вал двигателя, 2 — насос, 3 — реактор, 4 - вал турбины, 5 - турбина, 6 — 8 — ло­патки

Частота вращения турбины всегда меньше частоты вращения насоса. Это явление называется скольжением и определяет поте­ри энергии, т. е. коэффициент полезного действия гидротранс­форматора. При нормальном скольжении к.п.д. составляет 0,8...0,85, при максимальной нагрузке возникает полное скольжение и турбина останавливается. В этом случае к.п.д. равен нулю, хотя на валу турбины развивается максимальный крутящий мо­мент. Отношение максимального крутящего момента вала тур­бины к моменту двигателя называют коэффициентом трансфор­мации. Он составляет 2,5...3,5 и определяет диапазон бесступен­чатого изменения силы тяги и скорости машины в пределах одной ступени коробки передач.

Рис. 26. Кинематическая схема гидромеханической передачи тягача БелАЗ-531:

1 — редуктор, 2 — вал, 3 — гидротрансформатор, 4 — коробка передач, 5, 6, 9. 10 — фрикционы первой — третьей передач и заднего хода, 7 — дополнительная коробка, 8 — зубчатая муфта

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >