Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Гидромеханическая передача тягача БелАЗ-531

Кинематиче­ская схема этой передачи показана на рис. 26. Передача выполне­на в едином блоке и включает в себя согласующий редуктор 1, гидротрансформатор 3, коробку передач 4 и дополнительную ко­робку 7.

Согласующий редуктор служит для приведения в со­ответствие частоты вращения двигателя и гидротрансформатора, а также для привода в действие насосов рулевого управления тягача и рабочего оборудования скрепера (через вал отбора мощ­ности 2).

Крутящий момент двигателя через выходной вал согласую­щего редуктора (на рисунке не показан) передается на зубчатую муфту 1, связанную с насосом 4 гидротрансформатора и далее на турбину 3, установленную через шлицевую ступицу на веду­щем (входном) валу 12 коробки передач.

Реактор 2 этого гидротрансформатора в отличие от показан­ного на рис. 25 состоит из двух частей, установленных на непо­движно закрепленной ступице 6 с помощью муфт свободного хо­да 5. Состоит муфта из наружной обоймы 32, связанной с колесом реактора, внутренней обоймы 31, установленной на ступице 6, и роликов 30. При возросшем сопротивлении движе­нию частота вращения ведущих колес машины и, следовательно, турбины гидротрансформатора уменьшается. Поток масла, по­падающего на турбину от насоса, ударяется о лопатки реакто­ров, стремясь повернуть их в сторону, противоположную напра­влению вращения турбины. В этом случае ролики 30 муфт свободного хода заклиниваются между обоймами 32 и 31, закре­пляя реакторы неподвижно на ступице 6.

При снижении нагрузки на валу турбины (например, во время движения машины по ровной дороге или под горку) частота вра­щения турбины увеличивается, выходящий из турбины поток масла несколько изменяет направление и стремится увлечь реак­торы в сторону вращения насоса и турбины. В этом случае роли­ки муфты отжимаются от скосов обоймы 31 и реакторы свобод­но вращаются вместе с насосом и турбиной. Такой режим работы гидротрансформатора называется режимом гидромуфты и позволяет увеличить к.п.д. передачи за счет уменьшенного скольжения в гидротрансформаторе.

Коробка передач имеет три скорости вперед и одну заднего хода. В отличие от рассмотренных ранее передачи в этой ко­робке включаются многодисковыми муфтами (фрикционами), управляемыми гидрораспределителями гидравлической сис­темы.

При включении гидрораспределителя, например первой пере­дачи, рабочая жидкость под давлением по осевому и радиально­му сверлениям вала 12 поступает в полость поршня 27 и переме­щает его, сжимая через нажимные рычаг 26 и диск 25 пакет ведомых 24 и ведущих 23 дисков. Шестерня 7, свободно посажен­ная на подшипниках, начинает вращаться вместе с барабаном 29 и валом 12, передавая крутящий момент через шестерню 21 на ведомый вал 15.

Рис. 27. Гидротрансформатор с коробкой передач тягача БелАЗ-531:

1 - муфта, 2 - реакторы, 3 - турбина, 4 - насос, 5 - муфта свободного хода, 6 - ступица 7 21 - ведущая и ведомая шестерни первой передачи, 8, 11, 20-фрик'ционы первой, второй и третьей передач, 9, 19 - ведущая и ведомая шестерни третьей передачи, 10, 18 - ведущая и ведомая шестерни второй передачи, 12, 15 — валы 13 16 - ведущая и ведомая шестерни заднего хода, 14 - шестерня дополни­тельной коробки, 17 - фрикцион заднего хода, 22. 28 - пружины, 23, 24, 25 - диски, 26 - рычаг, 27 - поршень, 29 - барабан, 30 - ролики, 31. 32 – обоймы

При выключении гидрораспределителя рабочая жидкость перепускается на слив, давление в поршневой полости падает, диски под действием пружин 22 и 28 разводятся и шестерня 7 свободно вращается на подшипниках относительно вала 12.

С помощью фрикционов можно переключать передачи очень бы­стро и без остановки машины.

Дополнительная коробка предназначена для увели­чения числа скоростей и имеет два диапазона — понижающий (рабочий) и прямой (транспортный). Таким образом, общее чис­ло передач гидромеханической передачи составляет 6 вперед и 2 назад. Конструктивно дополнительная коробка подобна рас­смотренным ранее механическим коробкам передач, но отличает­ся тем, что диапазоны переключаются пневмоцилиндром, воз­действующим на зубчатую муфту.

Последовательность включения коробки передач тягача БелАЗ-531 легко проследить по кинематической схеме. При передвижении зубчатой муфты 8 дополнительной коробки 7 вправо включается рабочий диапазон. Первая передача этого диапазона, включаемая фрикционом 5, определяется последова­тельным зацеплением шестерен Z1, Z2, Z10, Z11,Z12, Z14 вторая передача, включаемая фрикционом 6, — шестерен Z3, Z4, Z10, Z11, Z12, Z14, третья, включаемая фрикционом 10,— Z5, Z6, Z10, Z11,Z12, Z14 задний ход, включаемый фрикционом 9,— шестерен Z7, Z8, Z9, Z10,Z11 Z12, Z14 - Вращение шестерни Z14 выходного вала коробки

7 в обратную сторону по сравнению со всеми предыдущими передачами обусловлено тем, что шестерни Z9 и Z7 зацепляются через паразитную шестерню Z8 изменяющую направление вра­щения выходного вала коробки 4.

При передвижении зубчатой муфты влево включается транс­портный диапазон и все передачи коробки 4 передаются через за­цепление шестерен Z10, Z11, z13 коробки 7.

Гидравлическая система гидромеханиче­ской передачи предназначена для включения фрикционов, питания гидротрансформатора и смазывания под­шипников.

Гидравлическая система состоит из двух гидролиний.

Гидролиния А включения фрикционов (главная) получает пи­тание от насоса 1, который из гидробака 20 подает масло под давлением до 0,6 МПа к главному гидрораспределителю 12, а также к гидрораспределителям 15 и 14 управления соответ­ственно фрикционами коробки и отбора мощности.

Для включения первой передачи машинист с пульта управле­ния включает электромагнит Г гидрораспределителя 15. Толка­тель электромагнита перемещает золотник гидрораспределителя так, что масло из гидролинии А по линии Б попадает в полость

8 и далее в полость Д гидрораспределителя 12 (пунктирные стрелки на рисунке).

Под давлением жидкости от гидрораспределителя 75 управле­ния золотник гидрораспределителя 12 перемещается влево и со­единяет полости Е и Ж, открывая доступ масла к фрикциону 10 первой передачи и тем самым включая его.

При нейтральном положении масло, поступающее в гидро­распределители 12, 14 и 15, сливается в картер коробки передач.

Рис. 28. Гидравлическая система гидромеханической передачи:

1— главный насос, 2 - гидродроссель, 3 - насос гидротрансформатора, 4,19 - гидроклапаны, 5 - редукционный гидроклапан, 6,18—гидролинии, 7 — охладитель, 8- фильтр, 9 - гидротрансформатор, 10,11,17— фрикционы первой, второй и третьей передач, 12,14,15— гидрораспределители, 13,16- фрикционы отбора мощности и заднего хода, 20– гидробак.

В случае повышения давления в главной гидролинии сверх 0,65 МПа срабатывает редукционный гидроклапак 5, перепускающий часть масла в гидролинию гидротрансформатора. Если редукционный гидроклапан неисправен и давление в главной гидроли­нии составляет 1,9...2,2 МПа, то срабатывает предохрани­тельный гидроклапан 19, перепускающий поток масла на слив.

В гидролиниях питания гидротрансформатора и смазывания масло подается из гидробака 20 насосом 3 и по сверлениям в картерах и валах поступает в рабочую полость гидротрансфор­матора и к подшипникам.

Давление масла перед гидротрансформатором ограничивает­ся до 0,5 МПа с помощью предохранительного гидроклапана 4, который при повышении давления перепускает масло во всасы­вающую гидролинию насоса.

Из гидротрансформатора масло для очистки попадает в фильтр 8, затем в охладитель 7 и на слив. При сильном засоре­нии фильтра срабатывает встроенный в него перепускной гидро­клапан, отрегулированный на давление до 0,25 МПа.

Для смазывания подшипников согласующего редуктора и до­полнительной коробки предусмотрены соответственно гидроли­нии б и 18.

Масло, поступающее к подшипникам, проходит через кали­брованные отверстия (гидродроссели 2), с помощью которых в гидролиниях смазывания поддерживается давление около 1 МПа. Зубья шестерен и другие детали смазывают путем раз­брызгивания масла.

Все гидроклапаны гидромеханической передачи отрегулиро­ваны на заводе-изготовителе. Поэтому разборка и регулирование их разрешается только квалифицированному персоналу в случае, если установлены неисправности. Регулируют гидроклапаны вин­тами, поджимающими пружины.

Ведущие мосты

Ведущие мосты гусеничных и колесных тракторов, одноосных тягачей служат для передачи и изменения направления (на 90°) крутящего момента от выходного вала коробки к ведущим звез­дочкам или колесам машины. Мосты гусеничных и колесных тракторов и тягачей различаются конструкцией. Ведущие мосты гусеничного трактора устанавливают сзади машины, поэтому их называют задними.

У колесных тракторов и двухосных тягачей установлены два ведущих моста: задний и передний. Такие мосты могут быть с неповоротными колесами и одинаковыми по конструкции (у трактора Т-150К), а также с поворотными колесами и различной конструкции (у трактора «Беларусь»). Одноосный тягач, агрегатируемый со скрепером, оборудован одним ведущим мостом.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >