Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Двухдисковую муфту сцепления постоянно замкнутого типа

Двухдисковую муфту сцепления постоянно замкнутого типа устанавливают на гусеничных тракторах средней мощ­ности. Она состоит из ведущих и ведомых частей и механизма управления. К ведущим частям относятся маховик 15 двигателя, промежуточный 12 и нажимный 11 диски, к ведомым — два ди­ска 6, установленные на валу 26 муфты.

Ведущие диски соединены через три пары пальцев 5 с махови­ком, а также через отжимные болты 14 и пружины с упорным диском 13, который болтами прикреплен к маховику. Диски 6 помещаются между плоскостью маховика, диском 12 и диском 11. Каждый имеет ступицу и перемещается на шлицах по валу 26, который вращается в двух шарикоподшипниках 7 и 9. Передний подшипник 9 установлен в расточке маховика, а задний 1 — в корпусе картера муфты.

Рис. 15. Конструкция двухдисковой муфты сцепления гусеничного трактора и схемы управления:

1, 9, 23 - подшипники, 2 - вилка, 3, 7. 27 - пружины, 4 - картер, 5 - палец, 6, 11-13 - диски, 8 - подпятник, 10 - ось, 14 - болт, 15 - маховик, 16 - кронштейн, 17 - сухарик, 18 - гайка, 19 - крышка люка, 20 - стакан, 21 - рычаг, 22 - крышка, 24 - масленка, 25 - корпус, 26 - вал, 28 - тяга, 29 - педаль, 30 - тормозок; 11 - муфта сцепления включена, 12— муфта сцепления выключена.

К упорному диску прикреплены три кронштейна 16, в ушках которых установлены оси 10. На осях свободно проворачиваются три отжимных рычага 21, которые коротким плечом прижи­маются пружиной 3 к сухарикам 17, закрепленным на болтах 14. На диске 13 по окружности установлены двенадцать пакетов сдвоенных пружин, расположенных в стаканах 20. Пружины через подпятник 8 упираются в диск 11 и постоянно прижимают ведомые диски.

В результате сил трения, возникающих между поверхностями маховика, нажимного, промежуточного и ведомых дисков, сжатых усилием пружин, крутящий момент от коленчатого вала дизеля передается через маховик, промежуточный и нажимный диски ведомым дискам и валу муфты сцепления.

Муфту сцепления останавливают с помощью механизма вы­ключения, который состоит из корпуса 25 с установленным в нем радиально-упорным шарикоподшипником 23, втулки, вил­ки выключения 2 с валиком, тяги 28 и системы рычагов. Для вы­ключения муфты сцепления нажимают на педаль 29. Через систе­му рычагов движение передается вилке 2, которая перемещает нажимный подшипник вперед. Подшипник нажимает на рыча­ги 21, которые, поворачиваясь на осях 10, перемещают через от­жимные болты 14 диск 11 и преодолевают усилие пружин. С перемещением диска 11 диски 6 освобождаются и передача вращения от маховика к валу муфты сцепления прекращается. Промежуточный диск 12 отводится тремя парами отжимных пружин 27, установленных на направляющих штифтах. При включенном положении муфты сцепления нажимный подшипник находится в крайнем заднем положении, а между концами рыча­гов 21 и торцом подшипника должен быть зазор. Для нормаль­ного выключения муфты полный ход подшипника должен быть не менее 22 мм. При увеличенном зазоре между рычагами 21 и подшипником, а также при уменьшенном ходе муфта сцепле­ния выключается не полностью, т. е. муфту «ведет».

В случае небольшого зазора или его отсутствия интенсивно изнашиваются рычаги 21 и втулки, муфта сцепления передает не­полный крутящий момент в результате пробуксовывания. Под­шипник 9 смазывается через масленку, расположенную на валу муфты сцепления, подшипник 23 — через масленку 24 на корпусе муфты выключения, подшипник 1 — через масленку на крышке его корпуса. При нажатии на педаль 29 вилка 2 поворачивается против часовой стрелки и включает тормозок 30, останавливая вал 26 при выключении муфты.

Муфту сцепления регулируют во включенном положении:

снимают крышку 19 люка на корпусе муфты;

включают декомпрессор и, проворачивая коленчатый вал, проверяют щупом зазор (должен быть 3 мм) между тремя рыча­гами 21 и подшипником; подшипник при этом должен занимать крайнее заднее положение; если зазор не соответствует требуе­мому (щуп идет туго или слабо), расшплинтовывают коронча­тую гайку 18, затем при увеличенном зазоре навинчивают ее, а при уменьшенном — вывинчивают до получения нормального зазора и зашплинтовывают гайку;

проверяют с помощью щупа ход подшипника и при необхо­димости регулируют его изменением длины тяги 28. Момент включения тормозка устанавливают болтом с контргайкой.

Для сохранения сухими поверхностей фрикционных накладок следят за тем, чтобы были плотно закрыты все люки на корпусе муфты сцепления, не проникали грязь и пыль, не попадало мо­торное масло через задний сальник уплотнения коленчатого вала двигателя и излишки смазочного материала из поддерживающе­го и выжимного подшипников муфты.

При управлении трактором необходимо правильно пользо­ваться муфтой сцепления. Выключают муфту быстро, нажимая на педаль до отказа, включают плавно, равномерно отпуская пе­даль. Не рекомендуется долго держать муфту в выключенном положении при работающем двигателе, так как изнашиваются выжимной подшипник и лапки рычагов. Не следует также дер­жать ногу на педали сцепления во время движения машины на рабочей и транспортной скорости, поскольку возможно прежде­временное изнашивание отводки, выжимного подшипника, фрик­ционных дисков в результате уменьшения силы сцепления и буксования.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >