Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Выбор способа устранения дефектов

На экономическую эффективность ремонта машин непосредст­венно влияют затраты на замену изношенных деталей. В себе­стоимости ремонта строительных машин они составляют до 50%. Эти затраты могут быть значительно уменьшены при восстанов­лении деталей. Практика показывает, что при рациональной орга­низации затраты на восстановление не превышают 30% стоимости новой детали.

Экономическая целесообразность восстановления деталей еще бо­лее очевидна, если учесть экономию металла и сокращение прос­тоя машин в ремонте благодаря ликвидации дефицита в запас­ных частях.

При выборе способа восстановления необходимо в первую оче­редь учитывать условия работы восстанавливаемой детали: харак­тер нагрузок и величину давления, вид изнашивания, допустимую величину износа в сопряжении и т. п.

Многие способы, эффективные для одних условий работы де­талей (равномерная нагрузка, отсутствие абразивного изнашивания и т. п.), оказываются непригодными в других (ударный характер нагружения, большие удельные нагрузки, абразивное изнашивание и т. п.). Например, электродуговую наплавку под флюсом целе­сообразно использовать для восстановления крупногабаритных деталей, имеющих незначительную твердость (НВ 190—240) и боль­шие износы (2—3 мм). Этот способ успешно применяют также при восстановлении термически обработанных деталей.

Металлизацию можно рекомендовать для деталей, работающих при высоких контактных нагрузках, без ударов. Электролитичес­кое наращивание обычно применяют при незначительных износах (хромирование до 0,5 мм, осталивание до 1—2 мм), а также при работе деталей в неблагоприятных условиях смазки. Для за­делки трещин целесообразно применять полимерные материалы.

Современная технология восстановления позволяет устранять подавляющее большинство дефектов у деталей машин. При реше­нии вопроса о целесообразности восстановления следует руковод­ствоваться главным образом технико-экономическими критериями.

Поэтому вначале определяют принципиальную целесообразность вос­становления данной детали, затем выявляют все способы восста­новления, возможные в условиях данного ремонтного предприятия, оценивают их и выбирают наиболее эффективный.

При решении вопроса о целесообразности восстановления де­тали следует исходить из технической возможности данного пред­приятия обеспечить работоспособность детали после ее восстанов­ления в течение межремонтного срока работы узла, в который деталь входит, и экономической целесообразности восстановления. Наиболее эффективно восстановление дорогостоящих и дефицитных деталей.

Восстановление недорогих деталей экономически целесообразно лишь при значительных партиях этих деталей, так как при неиз­менном штучном времени (время, затрачиваемое на сам процесс восстановления) полное время восстановления уменьшается с уве­личением числа деталей в партии.

Полное время восстановления детали

tв = t ш + t пз /nд

где t ш — штучное время;

t пз — подготовительно-заключительное время;

nд — число деталей в партии.

Как видно из формулы (18.1.), с увеличением числа восста­навливаемых деталей полное время tb восстановления партии умень­шается, следовательно, повышается экономический эффект от вос­становления.

Таблица 18.1. Значения f

Деталь

Вероятность отказа

f1

f2

f3

f4

Валы

0,68

0,12

0,1

0,1

Зубчатые колеса

0,6

0,24

0,1

0,06

Втулки

0,66

0,18

0,1

0,06

Корпусные детали

0,05

0,76

0,14

0,05

Таблица 18.2. Значения k

Способ восстановления

По износостойкости kz1

По прочности

kz2

По усталостной прочности

Kz3

По сцеплению с основным металлом kz4

Наплавка под слоем флюса

0,91

0,95

0,87

1

Вибродуговая наплавка

1,0

0,9

0,52

0,98

Осталивание

 

0,91

0,95

0,82

0,65

Металлизация

 

0,55

0,85

0,6

0,1

Пластическая деформация

1

0,9

1

1

При технико-экономической оценке способов восстановления и эффективности их применения сопоставляют затраты на восста­новление с затратами на изготовление данной детали, отнесен­ными к соответствующему сроку службы деталей.

Условие, при котором деталь целесообразно восстанавливать, можно представить выражением

3в/Тв≤3н/Тн

где Зв, 3н» — соответственно суммарные затраты на восстановление и изготовление детали;

Тв, Тн — срок службы соответственно восстановленной и новой детали.

Эта формула учитывает не только затраты, но и качество де­талей (срок службы).

Однако в ряде случаев целесообразно восстановить деталь, если даже затраты на ее восстановление превышают стоимость новой детали. Например, если при восстановлении экономят дефицитный материал, а также если невозможно своевременное получение новой детали, что приведет к длительному простою машины в ремонте и вызовет значительно большие потери, чем потери на восстанов­ление.

Определение сроков службы деталей на практике часто бы­вает затруднительным. Поэтому для оценки способа восстановления можно воспользоваться критерием относительной стоимости Зz, предложенным проф. А. В. Каракулевым:

 

3z = 3вер (1+аz) →min

Pz

 

где Звер — средняя стоимость восстановления детали:

Pz — показатель относительной безотказности детали, восстановленной z-м способом;

аzкоэффициент, учитывающий возможные потери от внезапного отказа де­тали, восстановленной z-м способом (z = 1,2);

т — номера способов восстановления. В практических расчетах значением а, можно пренебречь. Тогда формула (18.3) примет вид:

3z = 3вер →min,

Pz

Показатель относительной безотказности определяют по формуле

 

α

Зя = ∑ а ятлятб

т=1

 

 

где п — число возможных причин отказа деталей;

fzn — статистическая вероятность того, что отказ обусловлен n-й причиной;

kzn— коэффициент относительной безотказности детали, восстановленной z-м спо­собом в отношении п-й причины. Характеризует сопротивляемость детали, вос­становленной 2-м способом при той или иной причине появления отказа.

Для новой детали Рz=1.

В общем случае отказ детали, восстановленной произвольно принятым спо­собом, может явиться следствием одной из причин: износа, недостаточной проч­ности, усталости материала, отслоения нанесенного слоя металла. Поэтому сумма статистических вероятностей того, что отказ явится следствием одной из указанных причин, будет равна единице, т. е.

f1 + f2 + f3 + f4 =1.

где f1, f2, f3, f4— статистическая вероятность того, что отказ восстановленной детали явится следствием перечисленных выше причин. Значения fznи kznдля некоторых случаев приведены в табл. 18.1, 18.2.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >