Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Техническое обслуживание тормозов

Тормоза являются важ­нейшим элементом управления машиной и связаны с безопас­ностью работы на ней. Поэтому поддержание исправного со­стояния тормозной системы — одна из основных задач технического обслуживания. Оно заключается в контроле крепления механизмов и деталей тормоза, очистке от грязи и замасливания поверхностей трения, смазывании втулок разжимных кулаков, осей колодок, своевременном регулировании свободного хода механизмов управления, зазоров между барабаном и тормозны­ми накладками по мере их изнашивания.

Техническое обслуживание тормозов гусеничных тракторов проводят одновременно с техническим обслуживанием задних мостов.

При техническом обслуживании стояночных тормозов ко­лесных машин периодически осматривают тормозные накладки. Если от поверхности накладок до головки заклепок остается ме­нее 5 мм, то накладки заменяют. Основная неисправность стоя­ночного тормоза — низкая эффективность торможения, причиной которой может быть изнашивание или замасливание накладок, а также нарушение регулировок тормоза.

Техническое обслуживание колесных тормозов заключается в периодическом их осмотре, регулировании зазоров, смазыва­нии шарнирных соединений. Замасленные колодки промывают бензином и просушивают. Изношенные колодки, у которых рас­стояние от поверхности трения до головок винтов крепления на­кладок меньше 1 мм, заменяют.

Для безотказной работы тормозов большое значение имеет техническое обслуживание пневмопривода.

Обслуживание компрессора заключается в своевременном ре­гулировании натяжения ремня, очистке клапанов и седел, провер­ке герметичности прилегания клапанов, подтягивании крепежных деталей. Через каждые 500 ч работы снимают головку блока ци­линдров компрессора для очистки деталей и проверки герметич­ности. Одновременно проверяют состояние уплотнительных ко­лец плунжера и заменяют изношенные. Клапаны, не обеспечи­вающие герметичности, притирают к седлам.

Регулятор давления периодически проверяют на герметич­ность. Утечку воздуха можно обнаружить на слух при нерабо­тающем двигателе.

Тормозной кран проверяют на надежность крепления и герме­тичность. Утечка воздуха через корпус крана, корпуса пружин клапанов, поршни и соединения не допускается. Через клапаны цилиндров допускается незначительная утечка воздуха (за 5 с образуется один мыльный пузырек размером до 25 мм). Для устранения утечки воздуха разбирают цилиндры, прочищают клапаны и седла;

Предохранительный клапан проверяют, втягивая стержень, выступающий из регулировочного винта. При вытянутом стерж­не исправного клапана воздух стравливается в атмосферу.

При ежесменном техническом обслужи­вании из ресивера через краники сливают кон­денсат. Компрессор счи­тают неисправным, ес­ли за сутки в конденсате скапливается более 15...20 см3 сма­зочного материала. Сливают конденсат также при наличии воз­духа в системе.

В процессе эксплуатации периодически проверяют герметич­ность воздухопроводов. Падение давления в системе тормозов при неработающем компрессоре допускают не более 0,05 МПа в течение 30 мин при свободном положении органов управления и 15 мин при работе органов управления.

Техническое обслуживание электрооборудования. Его обслужи­вание заключается в содержании приборов в чистоте и своевре­менной проверке и подзарядке аккумуляторной батареи. Для поддержания работоспособного состояния аккумуляторной ба­тареи через каждые 60... 100 ч работы очищают ее от пыли и грязи, окислившиеся выводы и наконечники проводов чистят и смазывают техническим вазелином, прочищают деревянной па­лочкой вентиляционные отверстия в пробках элементов. Через 960... 1000 ч работы проверяют уровень и плотность электролита и при необходимости подзаряжают батареи.

Основными показателями, определяющими техническое со­стояние аккумуляторных батарей, являются плотность электро­лита, электродвижущая сила (э. д. с.) и напряжение.

Плотность электролита определяют с помощью ареометра, который представляет собой стеклянную трубку с резиновой грушей на конце и поплавком со шкалой. Ареометр опускают в горловину аккумулятора и с помощью груши наби­рают в трубку электролит. Поплавок при этом всплывает на определенный уровень, соответствующий плотности электролита, что и видно по шкале. Плотность электролита при температуре 15 °С должна составлять следующие значения.

Полностью заряжена . . 1,31 1,29 1,27 1,25

Разряжена на 25% . . . 1,27 1,25 1,23 1,21

Разряжена на 50% . . . 1,23 1,21 1,19 1,17

В случае повышения или понижения температуры электроли­та на каждые 15 °С плотность должна быть увеличена или умень­шена на 0,01 по отношению к показанию ареометра.

Э.д.с. батареи зависит главным образом от плотности элек­тролита и с ее повышением увеличивается. Измеряют э.д.с. во­льтметром при разомкнутой внешней цепи или определяют, при­бавив к значению плотности d электролита число 0,84. Напри­мер, если d = 1,27 В, то э. д. с. аккумулятора равна Е = d + 0,84 = = 1,27 + 0,84 = 2,11 В.

Степень разряженности батареи можно также определить, за­меряя ее напряжение с помощью нагрузочной вилки.

При замере контакты вилки плотно прижимают в течение 5 с к выводам батареи и вольтметр показывает напряжение аккуму­ляторов. Если напряжение отдельных аккумуляторов при замере отличается более чем на 0,2 В или быстро падает, то батарею подзаряжают, пропустив через нее ток. Перед зарядкой нового аккумулятора в него через отверстия от снятых пробок 9 заливают электролит, а в старый доливают до уровня дистиллированную воду или электролит. Уровень электролита должен быть на 10... 15 мм выше предохранительного щитка 4. Плотность заливаемого электролита должна со­ответствовать значениям, приведенным в табл. 8.

Таблица 8. Плотность электролита.

 

Климатические районы эксплуатации

 

Время года

Плотность, приведенная к значению при температуре 15 °С, г/см3

заливаемого перед первой зарядкой

в конце первой зарядки

Резко континентальные

Зима

Лето

1,290

1,250

1,310

1,270

Северные

Круглый год

1,270

1,290

Центральные

То же

1,250

1,270

Южные

То же

1,230

1,250

Тропики

То же

1,210

1,230

 

Через 2...3 ч после заливки электролита батарею ставят на подзаряд, соединив положительный вывод 8 с положительным полюсом зарядного устройства, а отрицательный вывод 12— с отрицательным.

Величина зарядного тока батарей трактора типа ДТ-75 дол­жна составлять ЗА, а для батарей с большей емкостью — до 7,5 А (у трактора Т-130М) и 12...13 А (у тягача МоАЗ-546П).

Батарею заряжают до тех пор, пока не наступит обильное га­зовыделение во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита не станут постоянными в течение 2 ч. При повыше­нии температуры электролита выше 45 °С уменьшают зарядный ток наполовину. В конце зарядки проверяют плотность электро­лита и доводят ее до нормы, доливая дистиллированную воду или кислоту. После этого продолжают заряжать батарею еще 30 мин для полного перемешивания электролита.

Генератор, стартер при ежесменном техническом обслужива­нии проверяют на надежность крепления. Затем определяют состояние контактных соединений. Если после пуска двигателя стрелка амперметра показывает ток или устанавливается на ну­левом делении, то это указывает на исправность генератора и всей зарядной цепи. Натяжение ремня привода генератора ре­гулируют так же, как и ремень вентилятора.

Генератор периодически снимают, очищают от пыли и грязи, проверяют высоту щеток, которая должна быть не менее 8 мм. Новые щетки притирают к коллектору шлифовальной шкуркой. Коллектор и щеткодержатели очищают от угольной пыли. Нор­мальный вид коллектора при эксплуатации — полированная по­верхность темно-вишневого и фиолетового цветов.

Работу генератора, стартера, магнето и реле-регулятора про­веряют и регулируют на стенде специалисты. В процессе экс­плуатации на значительном удалении от мастерской машинист может обнаружить возникшую неисправность с помощью кон­трольной лампы. Чтобы определить места обрыва электрической цепи, один провод контрольной лампы подсоединяют к массе, а вторым поочередно касаются выводов цепи, следуя от источни­ка тока к потребителю, и наоборот.

При обслуживании электрооборудования проверяют также целость изоляции, соединений проводов. Загрязненные провода тщательно очищают и протирают. Запрещается использовать для предохранителей проволоку, так как она не может предотвра­тить повреждения приборов и короткие замыкания. Обслужива­ние приборов освещения заключается в наружной очистке и подтя­гивании креплений, проверке плотности установки оптических элементов в корпусах фар, поддержании чистоты и плотности контактов и выводов.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >