Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла предназначены для смазывания коробок передач, главных и бортовых передач, механизмов управления и др.

В зависимости от назначения и условий применения трансмис­сионные масла подразделяются на две группы: автомобильные и тракторные. В большинстве своем эти масла выпускаются с противоизносными и противозадирными присадками.

Масло трансмиссионное тракторное с присадкой ЭФО (ТЭ-15 ЭФО) по ТУ 38-101521-75 готовится на базе экстрактов фенольной очистки остаточных масел, разбавленных дистиллатными масла­ми ИС-20 или ИС-45 сернистых и малосернистых нефтей. Это масло содержит 5 % противоизносной фосфоросодержащей присадки ЭФО и около 1 % депрессатора (АзНИИ или АФК). Применяется как все-сезонное тракторное трансмиссионное масло для районов с умерен­ным климатом. Аналогичные присадки содержит трансмиссионное масло ТСп-Ю (ТУ 38-101701-77), которое отличается меньшей вяз­костью и предназначено для смазывания трансмиссий машин, ра­ботающих в условиях низких температур.

Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15В (ТУ 38-101176-74) представляет собой смесь летнего трансмиссионного масла с ма­ловязким дистиллятом и содержит около 5 % присадки ЭЗ-5 или Л3-6/9.

Трансмиссионные масла характеризуются определенными свойст­вами.

Противоизносные и противозадирные свойства трансмиссионных масел являются их основной характеристикой. При соответствующей способности масла на трущихся поверхностях зубьев шестерен соз­дается прочная масляная пленка, которая предотвращает сварива­ние и задир микронеровностей. Это обеспечивается поверхностно-активными веществами, содержащимися в наибольшем количестве в высокосмолистых нефтепродуктах, из которых и получают транс­миссионные масла. Кроме того, для усиления противозадирных свойств в масла добавляют специальные присадки, куда входят соединения хлора, фосфора и серы, которые, взаимодействуя с металлом, образуют соответствующие пленки окислов, предохра­няющие металлические поверхности от схватывания в точках кон­такта.

Вязкостно-температурная характеристика отражает зависимость вязкости трансмиссионных масел от температуры. Поскольку эти масла являются остаточными высокомолекулярными соединениями, содержащими большое количество смолистых веществ, то с пони­жением температуры резко возрастает их вязкость, что, в свою очередь, вызывает потери мощности на преодоление трения в узлах трансмиссии.

Эксплуатация машин (особенно зимой) значительно легче, если трансмиссионное масло обладает оптимальной вязкостью и пологой вязкостно-температурной характеристикой.

Температура застывания является важным показателем, харак­теризующим возможность использования трансмиссионного масла зимой. Для понижения температуры застывания применение на­ходит присадка-депрессатор АзНИИ, которую добавляют в масло в количестве 0,2—0,5 %.

Противокоррозионные свойства трансмиссионных масел тем луч­ше, чем меньше в них водорастворимых кислот и щелочей.

Невспениваемость также относится к основным свойствам транс­миссионных масел, так как образование пузырьков воздуха в масле ухудшает его противоизносные и противозадирные свойства.

Содержание воды и абразивных механических примесей делает трансмиссионные масла непригодными к употреблению и поэтому не допускается.

Условия работы трансмиссионных масел очень тяжелые. Это вызывается тем, что зубчатые передачи механизмов трансмиссии ма­шин подвергаются действию высоких удельных нагрузок. Так, нап­ример, в червячных и конических передачах эти нагрузки на зубьях шестерен достигают (1,5—2)103 МПа.

 
< Пред.   След. >