Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Специальные жидкости

К специальным жидкостям, применяемым при эксплуатации ма­шин транспортного строительства, относятся жидкости для систем охлаждения двигателей, гидравлических систем и тормозов.

Жидкости для систем охлаждения двигателей. Для обеспече­ния нормального теплового состояния двигателей внутреннего сго­рания необходимо в процессе его работы постоянно отводить тепло от высоконагреваемых деталей. Отклонение от оптимальных тепло­вых условий могут в значительной степени нарушить нормальный режим работы двигателя.

В связи с этим необходимо систематическое охлаждение, осу­ществляемое в рассматриваемых двигателях с помощью жидкости. В качестве охлаждающих жидкостей для двигателей внутреннего сгорания широко используют воду и низкозамерзающие смеси (ан­тифризы).

Вода как охлаждающая жидкость имеет преимущественное при­менение, хотя для нее характерны эксплуатационные недостатки. В частности, не представляется возможным ее использовать зи­мой, так как для воды характерна высокая температура замер­зания. Вторым недостатком воды является наличие различных солей, способных в виде накипи осаждаться на поверхностях деталей водяной рубашки и ухудшать отвод тепла. Кроме того, вода ока­зывает и определенное коррозионное действие.

С целью частичного устранения солей, содержащихся в воде, практикуют ее умягчение. В частности, в практике эксплуатации мо­гут найти применение антинакипины, которые представляют собой составную часть присадок, вводимых в систему охлаждения дви­гателя, чтобы предотвратить образование накипи и улучшить анти­коррозионные свойства воды. В качестве антинакипина применяют хромпик.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы)при­меняют при отрицательных температурах окружающей среды. Они обладают более низкой по сравнению с водой температурой за­мерзания.

В качестве низкозамерзающей жидкости для систем охлаждения наибольшее распространение получила смесь этиленгликоля с дис­тиллированной водой. Температура замерзания такой жидкости зависит от соотношения перечисленных составляющих. В чистом виде этиленгликоль — бесцветная, прозрачная, без запаха жидкость с температурой замерзания —11,5°С.

Промышленность выпускает чистый этиленгликоль, а также спе­циальные водоэтиленгликолевые смеси (антифризы) двух марок 40 и 65 (цифра означает температуру замерзания смеси). В пос­леднее время начато производство антифризов Тосол-А и Тосол-А20.

Жидкости для гидравлических систем. В качестве рабочего тела гидравлических систем машин используется гидравлическая жид­кость,которая, как правило, долгое время работает в неблагоприятных условиях. В связи с этим к гидравлическим жидкостям предъявляются следующие требования:

вязкость жидкости должна обеспечивать хорошую ее прокачиваемость и малую изменяемость в зависимости от температуры;

температура застывания жидкости должна быть ниже температу­ры окружающего воздуха;

жидкость должна обладать высокими противокоррозионными свойствами и не вызывать разрушения или разбухания резино­технических уплотнений;

жидкость должна иметь высокую смазывающую способность, чтобы износ деталей и потери на трение были наименьшими;

жидкость должна обладать высокой химической и физической стабильностью, не окисляться в процессе работы и не изменять своих первоначальных характеристик;

жидкость не должна содержать механических примесей, во­ды и др.

В настоящее время промышленность выпускает более 20 наи­менований жидкостей, предназначенных для применения в гидрав­лических системах различных машин. Эти жидкости получают глав­ным образом из нефтяных дистиллятов с добавлением соответ­ствующих присадок.

В большинстве машин применяются жидкости ВМГЗ (ТУ 38-101479-74) и МГЗО (ТУ 38-1-01-50-70). Первую из них применяют при температурах от —40 до + 10°С, а вторую — от —5 до + 40 °С. В качестве заменителей используют веретенное АУ (ГОСТ 1642—75) и индустриальное И-ЗОА масла.

В качестве единой гидравлической жидкости применяют масло МГЕ-10А (ТУ 39-1-307-69), которое представляет собой загущенную низкозастывающую фракцию нефтяного масла с присадкой. Эта жидкость может эксплуатироваться в температурных пределах от —55 до +90 °С. Ее температура застывания —70 °С, а вязкость при температуре 50 °С составляет 10 сСт.

Жидкости для тормозных систем являются разновидностью жид­костей для гидравлических систем и к ним предъявляется в це­лом тот же комплекс требований.

Промышленность выпускает тормозные жидкости нескольких ви­дов и сортов на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах.

На касторовой основевыпускаются автомобильные тормозные жидкости марок ЭСК и БСК. Жидкость ЭСК представляет собой смесь 60 % касторового масла и 40 % этилового спирта и ок­рашена в красный цвет, а жидкость БСК составлена из 50 % кас­торового масла и 50 % бутилового спирта и окрашена в оранже­вый цвет. Тормозные жидкости на касторовой основе обладают хорошей смазывающей способностью и в достаточной мере отве­чают основным требованиям, предъявляемым к тормозным жидкостям Однако их нельзя применять при температуре ниже —20 °С, так как при низких температурах в этих жидкостях выкристал­лизовывается касторовое масло в виде салообразной массы.

На глицериновой основепроизводится тормозная жидкость, со­держащая 35 % очищенного глицерина и 65 % спирта-ректифи­ката. Эта жидкость по своим свойствам аналогична рассмотренным выше.

На гликолевой основеизготовляется жидкость ГТЖ-22М, ко­торая обладает хорошими низкотемпературными свойствами и на­дежно обеспечивает работу тормозов независимо от сезона эксплу­атации. Одновременно эта жидкость проявляет усиленную корро­зионную агрессивность к чугуну и характеризуется невысокими смазывающими свойствами. Жидкость окрашена в зеленый цвет.

На нефтяной основевыпускаются тормозные жидкости марок ГТН и АМГ-10, окрашенные в красный цвет. В процессе эксплуа­тации эти жидкости вызывают набухание резины, поэтому их при­менение ограничено наличием уплотнительных и других деталей тормозов из маслостойкой резины.

 
< Пред.   След. >