Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Пластичные смазки

Пластичные смазки широко применяются в открытых и негер­метичных узлах трения, труднодоступных узлах трения, где сле­дует обеспечить длительный срок службы смазки, для консервации машин, герметизации подвижных уплотнений, в герметичных подшип­никах качения, механизмах, когда по условиям работы не допускается разбрызгивание масла, и др.

Пластичные смазки сочетают в себе общие свойства масел и твердых смазочных материалов (свойства твердого тела и жид­кости). Структурно они состоят из каркаса, образованного твердыми частицами загустителя (дисперсная фаза), и жидкого масла, включенного в ячейки этого каркаса (дисперсная среда).

В состав пластичных смазок входят минеральное масло (80 90 %), загуститель, а также небольшое количество наполните лей, стабилизаторов и присадок. Определяющие свойства пластической смазке придают вводимые в нее мыльные и немыльные за­густители.

К мыльным загустителям относят соли естественных или син­тетических жирных кислот. Наибольшее применение получили каль­циевые, литиевые, натриевые, бариевые и алюминиевые смазки, за­гущенные мылами соответствующих металлов. Эти смазки могут быть средне - и тугоплавкими.

К немыльным загустителям принадлежат твердые углеводороды (парафины и церезины), а также воски, озокериты и др. Смазки с мыльными загустителями влагостойки, но относительно низкоплав­ки, и они поэтому применяются в основном как консервационные.

Универсальные смазки в зависимости от их температуры каплепадения подразделяются на низкоплавкие (УН), среднеплавкие (УС) и тугоплавкие (УТ). Кроме того, ряд смазок обладает спе­циальными свойствами: водостойкие (В), морозостойкие (М), за­щитные (3), кислотоупорные (К) и др. В соответствии с приведенными обозначениями, например, смазка УТВМ расшифровывается как универсальная, тугоплавкая, водо - и морозостойкая.

В зависимости от назначения пластичные смазки подразделяют­ся на антифрикционные, защитные и уплотнительные. В состав антифрикционных смазок входят: общего назначения (гидратирован-ные кальциевые солидолы), общего назначения для применения при повышенных температурах (натриевые и натриевокальциевые), многоцелевые, высокотемпературные, низкотемпературные, при­борные, стабильные в агрессивных средах.

Группу защитных смазок составляют углеводородные и канат­ные. К группе уплотнительных смазок относятся следующие: для запорной арматуры, для резьбовых соединений, герметизирующие и вакуумные. Из перечисленных групп пластических смазок только часть применяется для смазывания машин транспортного строи­тельства. К смазкам общего назначенияпрежде всего относятся со­лидолы (кальциевые смазки), которые могут быть синтетическими и жировыми.

Синтетические солидолы преимущественно применяются для сма­зывания самых различных сборочных единиц машин. Они изготов­ляются загущением масел средней вязкости гидратированными кальциевыми мылами синтетических жирных кислот, полученных окислением парафина.

Максимальная рабочая температура синтетических солидолов в узлах трения составляет 70 °С. Минимальная рабочая температура для этих смазок находится в пределах— 10—20 °С.

Солидол «С» применяется в качестве летней и зимней смазок для смазывания различных сборочных единиц машин транс­портного строительства. Недостаток этих смазок — низкая механи­ческая стабильность.

Жировые солидолызагущаются кальциевыми мылами жирных кислот, входящих в состав естественных жиров. Промышленностью эти смазки выпускаются трех марок: пресс-солидол УС-1, солидолы УС-2 (Л) и УС-3 (Т). Рассматриваемая группа солидолов прак­тически взаимозаменяема с синтетическими. Особенность солидола УС-3 (Т) заключается в том, что он предназначен для более нагруженных узлов трения.

Графитная смазка УСсАприготовляется на высоковязком масле с введением графита. Эта смазка используется в тяжело нагру­женных тихоходных механизмах, рессорах и др.

Натриевые и натриево-кальциевые смазкирекомендуются для смазывания сборочных единиц, где температура составляет 60— 120 °С. К ним относится смазка 1-13 (жировая), которая при­меняется для смазывания подшипников, работающих при темпера­туре до 120 °С, Ее недостатки — слабая водостойкость и огра­ниченные низкотемпературные свойства.

Многоцелевые смазки предназначены для смазывания ос­новных узлов трения. Они водостойки и могут применяться в ши­роком интервале изменения скоростей, температур и нагрузок. К многоцелевым смазкам относится Униол-1, который по составу является кальциевой смазкой, приготовляемой на малых высоко и низкомолекулярных кислотах. Униол является универсальной смаз­кой взамен солидола и смазки 1-13.

 
< Пред.   След. >