Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Моторные масла

Моторные масла применяют для смазывания деталей двигателей внутреннего сгорания. Все моторные масла в зависимости от типа двигателя и общих условий работы подразделяют на шесть групп (табл. 12.1). Моторные масла перечисленных шести групп в свою очередь разделяются по времени эксплуатации на летние, зимние и всесезонные (загущенные).

По вязкости летние и зимние моторные масла делятся на семь классов (6, 8, 10, 12, 14, 16 и.20), а всесезонные — на четыре класса (4з/6; 4з/8; 4з/10 и 6з/10). Класс для летних и зимних масел обозначает вязкость при температуре 100 °С. Для всесезонных масел класс маркируется дробью, в которой числитель обозначает вязкость масла при температуре минус 18 °С (условной цифрой 4 или 6), а в знаменателе — вязкость при температуре 100 °С. Цифра 4 условно обозначает вязкость, находящуюся впределах 1300—2600 сСт, а цифра 6 — вязкость 2600—10 400 сСт. Буква з при цифре указывает на присутствие загустителя (присадки).

Моторные масла для карбюраторных двигателей выпускают сле­дующих марок: М-8А, М-8Б1, М-8Г1 М-6з/10Г1, М-12Г1.

Пример расшифровки масла М-8Б1—буква М обозначает моторное масло; цифра 8—уровень вязкости при температуре 100°С в сСт, буква Б — с ин­дексом 1 обозначает, что масло по эксплуатационным свойствам относится к группе Б и предназначено для смазывания малофорсированных карбюраторных двигателей.

Моторные масла для дизельных двигателей выпускают следую­щих марок: М-8В2, М-8Г2, М-8Г2к, М-10В2, М-10Г2 и М-10Г2к (буква к указывает о предназначении масел для двигателей КамАЗ).

Группы масел в зависимости от степени форсирования двига­теля различаются характером действия и содержанием вводимых присадок. Так, например, в маслах группы А наименьшее коли­чество присадок; группа Б содержит уже 3—5 % присадок, груп­па В — от 4 до 7 % ит. д.

Моторные масла характеризуются физико-химическими и экс­плуатационными показателями качества.

Вязкость — один из важнейших показателей, характеризующий пригодность для применения в двигателе. Это прежде всего связано с обеспечением жидкостного трения для образования необходи­мого смазочного слоя между трущимися поверхностями и предот­вращения непосредственного их контакта. Кроме того, вязкость оп­ределяет низкотемпературные свойства масла, т. е. способность обеспечивать легкий запуск двигателя зимой и надежную подачу масла из картера к наиболее ответственным деталям в период пус­ка и прогрева двигателя.

Таблица 12.1. Классификация моторных масел.

 

Группа масел

Расходуемая область применения

 

А

Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели

Б Б1

Б2

Малофорсированные карбюраторные двигатели

Малофорсированные дизельные двигатели

В В1

В2

Среднефорсированные карбюраторные двигатели

Среднефорсированные дизельные двигатели

Г Г1

Г2

Высокофорсированные карбюраторные двигатели

Высокофорсированные дизельные двигатели

Д

Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях

Е

Дизельные малооборотные двигатели с лубрикаторной системой смазывания, работающие на тяжелом топливе с содержанием серы до 3,5 %

 

Зависимость вязкости масла от температуры является его важ­нейшей эксплуатационной характеристикой. Вязкостно-температур­ные свойства масел оценивают индексом вязкости. Чем выше этот индекс, тем у данного масла более пологая кривая изменения вязкости в зависимости от температуры, а значит, выше его ка­чество.

Индекс вязкости представляет собой относительную величину, которая показывает степень изменения вязкости конкретного масла в зависимости от температуры в сравнении с эталонными маслами.

Вязкость и вязкостно-температурная кривая зависят от хими­ческого состава смазочного масла. Кроме того, на вязкость масла определенное влияние оказывает давление. С повышением давле­ния вязкость всех смазочных масел увеличивается и тем интен­сивнее, чем больше давление.

О склонности смазочных масел к образованию лако - и нагаро-отложений на деталях двигателя, подвергающихся воздействию вы­соких температур, судят по термоокислительной стабильности масла, его моторной испаряемости и моющим свойствам. Образо­вание нагара, лаков и осадков серьезно препятствует нормаль­ной работе двигателя.

Сущность нагарообразования заключается в том, что получаю­щиеся в результате процессов окисления и окислительной полиме­ризации смолисто-асфальтовые вещества, являясь связующей сре­дой, удерживают на поверхностях деталей продукты неполного сгорания топлива, механические и другие примеси. Под воздействием высоких температур эти продукты закоксовываются. По мере экс­плуатации толщина нагара увеличивается, а это ухудшает темпе­ратурное состояние двигателя.

Лакообразование в зоне поршневых колец и на поршне у кар­бюраторного двигателя зависит от качества топлива и масла, а у дизельного преимущественно от качества моторного масла. Этот процесс тем интенсивнее, чем более склонно масло к окислению и окислительной полимеризации. Прочность лаковых пленок зави­сит от образования смолисто-асфальтовых веществ.

Для уменьшения интенсивности образования различных отло­жений (нагар, лак) к моторным маслам добавляют моюще-деспергирующие и антиокислительные присадки.

Термоокислительная стабильность масла как показатель его антиокислительных свойств характеризуется временем, в течение ко­торого слой масла превращается в лаковую пленку. Чем выше значение показателя термоокислительной стабильности масла, тем менее склонно масло к лакообразованию.

В процессе коррозии металлов и особенно антифрикционных подшипниковых сплавов происходит целый ряд процессов. Эти про­цессы проявляются рядом внешних признаков: возникновением на рабочей поверхности антифрикционного сплава шероховатых точек и пятен; концентрацией коррозионных точек на поверхности в об­ласти появляющихся пятен; образованием углубленных раковин и трещин и др.

Приближенная оценка противокоррозионных свойств масла может характеризоваться показателем кислотности. Однако более точно оцениваются свойства специальными приборами, где имити­руются реальные условия работы масла и происходящий процесс коррозии.

Противоизносные свойства масел характеризуют его способность уменьшать износы сопряжений трущихся деталей.

Основными показателями масла, обусловливающими эти свойст­ва, являются вязкость и смазывающая способность (маслянистость). Для оценки противоизносных свойств масел применяют машины трения.

На противоизносные свойства моторного масла большое влия­ние оказывают механические примеси (особенно абразивные).

Условия работы моторного масла в двигателе характеризуются многообразием и широким диапазоном изменений различных воз­действий.

Температура масла в картере двигателя может изменяться вме­сте с температурой окружающего воздуха, отклоняясь от нуля в ту и другую сторону на несколько десятков градусов, и вместе с тем в зависимости от режима работы двигателя дости­гать 80—120°С; на внутренней поверхности эта температура до­ходит до 340—370 °С, а в верхней части — до 400 °С. В камере сгорания в момент воспламенения рабочей смеси температура может быть равна 1500—2200 °С.

В процессе работы двигателя масло в картере находится в туманообразном состоянии, поэтому создаются условия для его интенсивной аэрации. Кроме того, масло воспринимает высокие удельные нагрузки от шестерен масляного насоса, шатунных и корен­ных подшипников коленчатого вала и пр.

Для обеспечения в этих условиях надежного смазывания де­талей двигателя масло должно длительный период сохранять свои первоначальные свойства, не подвергаться окислению, не загряз­няться различными примесями, не образовывать отложений, ус­тойчивых к выделению низкотемпературных осадков, способных за­бивать маслоприемные сетки масляных насосов, фильтрующие уст­ройства и маслопроводы.

Использование моторных масел высокого качества с высокоэф­фективными присадками, а также выбор обоснованного режима работы масла позволяют обеспечивать надлежащие условия для смазывания деталей двигателя.

Смотрите также:

 

 

 
< Пред.   След. >