Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Технологический процесс технического обслуживания и его организация

Технологический процесс технического обслуживания машин сос­тоит из совокупности операций, каждая из которых составляет часть процесса, осуществляемого одним или несколькими рабочими.

Операция представляет собой комплекс последовательных дей­ствий по обслуживанию сборочной единицы (узла или агрегата) или группы сборочных единиц. Так, например, операциями техни­ческого обслуживания являются замена масла в поддоне кар­тера двигателя, регулирование тормозов, регулирование фрикцион­ной муфты и т. п.

Техническое обслуживание машины состоит из большого чис­ла операций, которые по своему характеру и условиям выпол­нения могут быть объединены в определенные группы, охватывающие цикл работ.

Практика показывает, что в соответствии с этим техническое обслуживание независимо от его вида может подразделяться на следующие основные работы: уборочно-моечные (внешний уход); диагностирование технического состояния, крепежные, регулировоч­ные, смазочные, заправочные.

Такое подразделение обусловливается, во-первых, необходи­мостью использования рабочих соответствующих специальностей и квалификации при выполнении каждой работы и, во-вторых, при­менением специального оборудования, приборов и инструментов на месте выполнения работ.

Своевременное и качественное техническое обслуживание воз­можно лишь при соответствующей организации производства. Над­лежащая организация и управление техническим обслуживанием не только повышают уровень производства работ, но и снижают их стоимость. Высокие показатели технического обслуживания ма­шин обеспечивают прежде всего выбором целесообразного метода и формы организации этих работ, их постоянным совершенствова­нием.

Различают три основных метода организации технологическо­го процесса технического обслуживания: на нескольких постах, расположенных на потоке; на универсальных тупиковых постах и непосредственно на рабочем месте либо в полевых условиях.

Метод технического обслуживания на потоке наиболее прогрес­сивен и в наибольшей степени соответствует условиям специали­зированного эксплуатационного предприятия.

При поточном методе работы данного вида обслуживания вы­полняют на нескольких расположенных в технологической последо­вательности постах, совокупность которых образует поточную линию. Все посты располагают по прямой линии, что обеспечивает наи­более короткие пути перемещения с поста на пост, позволяет при­менять механическую тягу для их перемещения. Повышение про­изводительности труда при этом методе достигают путем разде­ления труда; многократного повторения рабочим одного и того же комплекса движений, сокращающих затраты времени и физические усилия на выполнение одной и той же операции; установивше­гося ритма производства при повторении одних и тех же опе­раций (пользование одним и тем же инструментом, длительность пользования им, выработанная автоматизация движений и т. п.). Эффективность разделения труда в условиях поточного метода зависит от полноты загрузки рабочих на постах технического обслуживания. В связи с этим поточный метод целесообразен при организации технического обслуживания больших парков с одно­типными мобильными машинами. Так, например, поточный метод с успехом может быть использован при организации технического обслуживания автокранов в условиях специализированного эксплуа­тационного предприятия.

Метод технического обслуживания на универсальных (тупико­вых) постах заключается в том, что все работы, предусмотрен­ные технологическим процессом технического обслуживания или те­кущего ремонта, выполняют на однотипных постах, за исключе­нием уборочно-моечных работ, которые проводят на постах, рас­положенных отдельно, в специальных помещениях или на откры­тых площадках. При организации работ по этому методу ограни­чивается применение высокопроизводительного специализирован­ного оборудования, затрудняется механизация процесса, повышается число работ среднего разряда, увеличивается время пребывания машины в обслуживании и его стоимость, снижается коэффициент технической готовности парка машин. В этом случае исключается узкая специализация рабочих. Этот метод обычно используют экс­плуатационные предприятия, характеризующиеся наличием разно образных мобильных машин.

Индивидуальный метод предусматривает выполнение всех опе­раций, связанных с техническим обслуживанием машины, а также с ее текущим ремонтом, непосредственно на месте работы машины. Этот метод наиболее характерен в условиях транспортного строительства. Индивидуальный метод технического обслуживания и текущего ремонта уступает рассмотренным выше методам, нопри наличии хорошо оснащенных передвижных средств он вполне оправдывает себя, особенно при выполнении рассредоточенных линейных работ.

При том или ином методе технического обслуживания текущего ремонта применяют различные формы их организации. В практике эксплуатации машин транспортного строительства могут найти при­менение следующие формы организации работ: централизованная, частично централизованная и децентрализованная.

Централизованная форма технического обслуживания заключает­ся в том, что все технологические операции технического обслу­живания и текущего ремонта выполняют бригады рабочих высокой квалификации под руководством инженерно-технического персонала. Таким образом, при этой форме обслуживания машинисты машин полностью освобождены от этих работ.

Централизованное обслуживание относится к числу наиболее прогрессивных форм. Оно направлено на выполнение всех элемен­тов планово-предупредительной системы в соответствии с техни­ческими условиями и при наименьших затратах.

Особенностью этой формы обслуживания является специали­зация отдельных операций, что позволяет решать следующие за­дачи: увеличить объем механизированных работ применительно к отдельным элементам технического обслуживания; повысить про­изводительность машин в процессе эксплуатации за счет сокраще­ния простоев в результате увеличения числа рабочих и механиза­ции работ; улучшить качество обслуживания благодаря высокой квалификации рабочих.

Рассматриваемая форма обслуживания предусматривает техни­ческое обслуживание одновременно нескольких машин. Обычно централизованное обслуживание выполняют в условиях строитель­ства, поэтому важным оказывается правильность расстановки ма­шин, входящих в технологический комплект. При расстановке машин основное внимание следует обращать на маломобильные ма­шины. Они, как правило, должны оставаться на месте, так как пере­мещение их занимает много времени. Вокруг такой маломобильной машины должны концентрироваться другие машины технологичес­кого комплекта.

Наиболее целесообразными являются круговая и линейная схе­мы.

Разновидностью централизованного обслуживания является про­ведение работ специализированными звеньями. Сущность специ­ализации заключается в том, что звенья осуществляют работы только по техническому обслуживанию определенных видов или марок машин, а каждый из членов звена при этом выполняет при помощи выделенных ему средств механизации установленные одно­типные виды работ, сложность которых соответствует присвоенно­му ему разряду. Специализированные звенья целесообразно созда­вать для выполнения периодических технических обслуживании (ТО-1, ТО-2 и ТО-3). В эксплуатационных организациях с нали­чием смешанных парков машин звенья целесообразно специализировать на обслуживании отдельных видов машин (землеройные, стреловые краны и т. д.).

Рис. 6.1. Схемы расстановки машин при проведении центра­лизованного технического обслуживания:

а —круговая; б—линейная; Аи Б — автомобильный передвижной комплекс

1— экскаватор; 2 — бульдозер; 3автомобили-самосвалы.

Частично централизованная форма организации технического обслуживания характеризуется тем, что ежесменное обслужива­ние выполняют машинисты, которые закреплены за данными маши­нами, а периодические технические обслуживания и текущий ре­монт — специализированные бригады рабочих.

Недостатком рассматриваемой формы организации техническо­го обслуживания является снижение эффективности системы пла­ново-предупредительного технического обслуживания и ремонта; уменьшение рабочего времени машины в результате ее простоя в техническом обслуживании; значительное против плановых норм повышение трудовых затрат на рабочие операции из-за немеха­низированного их выполнения; трудность осуществления должного контроля за работами по техническому обслуживанию и текущему ремонту.

Децентрализованная форма технического обслуживания харак­теризуется тем, что все виды работ выполняют машинисты машин. Специализированные бригады выполняют лишь текущий ремонт ма­шин.

Недостатки этой формы организации технического обслужива­ния те же, что и при частично централизованной форме. Кроме того, при этой форме организации обслуживания значительно уве­личиваются простои машин в обслуживании.

Децентрализованная форма организации технического обслу­живания не в состоянии обеспечить требуемый современный уро­вень технического обслуживания и тем более его качество, так как машинисты, являясь основными исполнителями работ, не име­ют достаточной квалификации и необходимых средств механизации.

При организации технического обслуживания машин важными являются два положения. Прежде всего необходимо установить оптимальный режим технического обслуживания, т. е. такой режим, при котором периодичность и перечни выполняемых операций обес­печивают высокий уровень надежности и долговечности машин при минимальных затратах труда и времени на единицу вырабатывае­мой продукции. Не менее важным является последовательность выполнения технологического процесса — уборочно-моечные рабо­ты, диагностирование машин, смазывание и заправка машин горю­чим.

Смотрите также:

 

 

 
< Пред.   След. >