Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Сущность и содержание системы

Высокий уровень организации технического обслуживания и ремонта позволяет содержать парк машин транспортного строи­тельства в исправном состоянии, способствует повышению их работоспособности, а также обеспечивает восстановление ресурса.

Рис. 5.1. Схема планово-предупредительной системы технического обслуживания

и ремонта машин.

В СССР принята планово-предупредительная система техничес­кого обслуживания и ремонта машин, отвечающая принципам пла­новости социалистического народного хозяйства.

Система планово-предупредительного технического обслужива­ния и ремонта представляет собой комплекс организационно-тех­нических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обес­печения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.

В соответствии с ГОСТ 18322—78 все работы, предусмотрен­ные планово-предупредительной системой, подразделяют на техни­ческое обслуживание и ремонт.

Техническое обслуживание представляет собой комплекс опера­ций по поддержанию работоспособности или исправности изделия (машины) при использовании по назначению, ожидании исполь­зования, хранении и транспортировании.

Техническое обслуживание предусматривает обязательный вы­полняемый периодически по плану объем работ, заранее установ­ленных для данного типа и модели машины.

Несмотря на плановость проведения работ по техническому обслуживанию при известной степени изнашивания, дальнейшее использование машины становится технически и экономически не­целесообразным или даже опасным (аварийным). В этом случае возникает необходимость в выполнении ремонтных операций.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению работоспособ­ности и исправности изделия (машины) и восстановлению ресур­сов изделий и их составных частей. Объем работ по ремонту машин зависит от качества технического обслуживания, условий использования машин и квалификации машинистов. Поэтому объем ремонтных работ в большинстве случаев не регламентирован и ус­танавливается на основании фактической потребности.

Основные положения планово-предупредительной системы тех­нического обслуживания и ремонта машин в строительстве опре­деляются строительными нормами и правилами (СНиП III-1-76) Госстроя СССР. В дополнение к СНиП ЦНИИОМТП разработал Руководство по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, содержащее виды и периодичности техни­ческих обслуживании и ремонтов машин.

Перечисленные документы предусматривают проведение ежесмен­ного технического обслуживания (ЕО), периодического техничес­кого обслуживания (ТО), сезонного технического обслуживания (СО) и плановых ремонтов: текущего (Т) и капитального (К).

Ежесменное техническое обслуживание должно обеспечить ра­ботоспособность машины на протяжении всей рабочей смены. Его выполняют перед началом, в течение или после окончания ра­бочей смены.

В состав этого вида обслуживания входят смазывание машины и подготовка ее к передаче при смене бригад, а также контроль­ный осмотр перед выходом на работу.

Периодическое техническое обслуживание выполняется через ус­тановленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени. Этот вид обслуживания призван снизить интенсивность изнашивания сопряженных деталей машин благодаря проведению профилактических мероприятий.

Для машин, смонтированных на базе автомобиля, предусмот­рено проведение двух технических обслуживании (ТО-1 и ТО-2), а для машин, смонтированных на базе трактора или с трактор­ным двигателем,— трех технических обслуживании (ТО-1, ТО-2 и ТО-3).

В состав периодических технических обслуживании входят внеш­ний уход, диагностирование, крепежные и регулировочные работы, а также смазывание машин.

Сезонное техническое обслуживание проводят для подготовки машин к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации, а также перед их хранением. Таким образом, обычно этот вид обслужи­вания осуществляют 2 раза в год.

При выполнении сезонного обслуживания главным образом про­изводят замену масел, топлива и охлаждающей жидкости при переходе к соответствующему периоду эксплуатации.

Текущий ремонт выполняют для обеспечения или восстанов­ления работоспособности машин, и состоит он в замене отдель­ных деталей и сборочных единиц.

Капитальный ремонт выполняют для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурсу машины с восстанов­лением любых ее частей, в том числе и базовых.

Одним из важнейших элементов технического обслуживания и ремонта, определяющим организацию выполнения работ, явля­ется его режим, включающий периодичность, трудоемкость и объем работ.

Периодичность технического обслуживания (ремонта) — интер­вал времени или наработка между данным видом технического об­служивания (ремонта) и последующим таким же видом или дру­гим — большей сложности.

Трудоемкость технического обслуживания (ремонта) — трудо­затраты проведения одного технического обслуживания (ремонта) данного вида.

Расходы на техническое обслуживание и ремонт в значитель­ной мере зависят от режимов их проведения. От срока отправ­ки машины на техническое обслуживание (ремонт) зависит дли­тельность ее простоев, потребность в рабочей силе и материалах. От вида операций, выполняемых при техническом обслужива­нии или ремонте, зависят выбор квалификации рабочих, тип при­меняемого оборудования, его количество, а также организация и технология производства работ.

Применение оптимальных, т. е. экономически и технически обос­нованных режимов позволяет поддерживать высокое техническое состояние машин при наименьших затратах на их содержание, добиваться наилучшего использования производственных площадей предприятий и оборудования, создавать реальные предпосылки для совершенствования технологического процесса технического об­служивания и ремонта.

Оптимальные режимы зависят от следующих основных факто­ров: режима работы машин, климатических условий, качества го­рюче-смазочных материалов, квалификации обслуживающего персо­нала, качества технического обслуживания и ремонта.

Многообразие этих факторов осложняет решение задачи по оп­ределению оптимального режима технического обслуживания (ре­монта) для различных типов машин. В связи с этим разработ­ка режимов технического обслуживания и ремонта базируется на постоянных наблюдениях и анализе большого количества учетного материала. Данная задача может быть несколько упрощена пу­тем использования режимов, рекомендованных нормативной и экс­плуатационной документацией, и последующей их корректировкой применительно к конкретным условиям эксплуатации.

Смотрите также:

 

 
След. >