Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Методы и технология сборки

Сборка машины разделяется на узловую (сборка сборочных единиц) и общую (сборка машины). Качество сборки обеспечивают точностью зазоров и натягов, а также пространственного поло­жения деталей в соединении. Требуемая точность при сборке достига­ется одним из следующих методов.

Метод полной взаимозаменяемости, при котором ни одна деталь не должна иметь отклонений размеров, геометрической формы и чистоты, выходящих за пределы допусков, что позволит включать ее в соединение без подбора; этот метод требует высокой точности обработки деталей, сужения допусков на обра­ботку, а следовательно, повышения трудоемкости и стоимости деталей. Но он позволяет свести сборку к соединению деталей без их подбора, что упрощает ремонт машин. Применение в ремонте этого метода ограничено из-за использования в сборке трех групп деталей (годных без восстановления, восстановленных и новых) с расширенными полями допусков.

Метод неполной (ограниченной) взаимозаменяемости, при котором величина допусков расширяется, однако тогда не все детали будут пригодны к сборке без подбора, а только определенная их часть. Стоимость деталей по сравнению с первым методом снижается.

Метод групповой взаимозаменяемости (селективная сборка), сущность которого в том, что детали сортируют на несколько размерных групп, внутри каждой из которых они полностью взаимозаменяемы. При сборке из рассортированных деталей полу­чают сопряжения с более узкими допусками, чем из деталей без сортировки. Это метод наиболее перспективен в ремонтном производ­стве.

Метод пригонки, при котором требуемая точность достигается путем дополнительной слесарно-механической обработки деталей, совместной обработки с одной установки. Этот метод широко применяется, однако он требует дополнительных затрат на обработку деталей и затрудняет замену износившихся деталей запасными частями в эксплуатации и ремонте.

Метод регулирования, при котором требуемый натяг или зазор в сопряжении обеспечивают дополнительными деталями (прокладки, шайбы, кольца, клинья, регулировочные болты и т. п).

При построении процесса сборки сборочные единицы целе­сообразно делить на группы и подгруппы. Группой называют сборочную единицу, непосредственно входящую в изделие (машину), подгруппа — это сборочная единица, входящая в группу.

Сборка каждой группы или подгруппы начинается с основного элемента (деталь или сборочная единица), называемого базо­вым. Его устанавливают на сборочном стенде и затем после­довательно присоединяют остальные элементы, составляющие комп­лект собираемой сборочной единицы.

Технологические схемы сборки показывают последовательность сборки и порядок комплектования; они служат также для оценки конструкции машины с технологической точки зрения, т. е. возможности параллельной сборки групп и подгрупп и сборки машины из предварительно собранных сборочных единиц.

На схеме каждый элемент изделия условно обозначен пря­моугольником, разделенным на три части. В верхней части ука­зывают наименование элемента, в левой нижней части — номер элемента по чертежу, в правой нижней части — количество собираемых элементов. Схемы сборки могут быть снабжены до­полнительными надписями, определяющими содержание операций.

По форме организации сборка может быть стационарной и подвижной. Первую выполняет бригада рабочих на одном непод­вижном месте, к которому подают все детали или сборочные единицы. В этом случае процесс сборки не расчленяют на операции. Стационарную сборку применяют в единичном и мелкосерийном производстве. Для нее характерен тупиковый метод, когда всю машину собирает одна бригада, или дифференцированный метод, когда машину собирают из сборочных единиц, предварительно собранных другими бригадами.

Стационарную сборку выполняют на верстаках или неподвижных стендах.

Число рабочих мест при этом может быть определено по формуле

Nр.м = NrTсб/Ф дрм m

где Nr— годовая программа, шт.;

Тсб — норма времени на сборку одной сборочной единицы, ч;

Фдрм — действительный годовой фонд времени стенда для одной смены, ч;

m — число смен в сутки.

При подвижной сборке изделие перемещают от одного рабочего места к другому, и рабочие, находящиеся на этих местах, выполняют одну и ту же повторяющуюся операцию; к каждому ра­бочему месту, оснащенному соответствующими приспособлениями и инструментом, подают необходимые для данной операции детали и сборочные единицы. Такая сборка с расчленением сборочного процесса на операции представляет собой поточную сборку. Эту форму организации сборки применяют в крупносерийном и массовом производстве. При поточной сборке работа выполняется непрерывно, собранные изделия выходят со сборки периодически через определенный промежуток времени (такт).

Для поточной сборки необходимо: взаимозаменяемость сборочных единиц и деталей, исключающая пригонку; своевременная доставка к рабочим местам комплектов деталей и сборочных единиц, а также оснастки.

Сложность организации поточной сборки окупается следующими преимуществами: узкая специализация рабочих, благодаря чему сокращается время на выполнение операций; снижение стоимости сборки; повышение производительности труда; обеспечение ритмич­ного (регулярного) выпуска изделий; меньшая производственная площадь; механизация и автоматизация процессов.

Подвижную поточную сборку осуществляют на различных транспортных устройствах: рольгангах; тележках; ленточных, плас­тинчатых и цепных конвейерах, рельсовых тележках.

Успешная работа на поточной линии требует синхронизации сборочных операций, т. е. соблюдение равного или кратного времени выполнения операций на каждом рабочем месте.

Такт потока (мин), т. е. промежуток времени, через который собранное изделие сходит с поточной линии, определяется по формуле

r = 60Ф дк m/Nr

где ФДк — действительный годовой фонд времени конвейера, ч.

Для крупногабаритных тяжелых машин можно применять не­подвижную поточную сборку. Весь процесс сборки расчленяют на примерно равные по времени операции. Базовые детали или сборочные единицы (например, ходовую часть или раму) подают на неподвижные стенды. Каждая бригада рабочих, переходя от одного неподвижного стенда к другому, выполняет на собираемых машинах только определенную закрепленную за ней операцию в установленный промежуток времени, соответствующий такту сборки машин. Инструмент и необходимые мелкие детали (крепеж, прокладки и т. п.) перемещают на тележках вместе с рабочими от стенда к стенду. Готовые собранные машины снимают со стендов поочередно через промежутки времени, соответствующие такту потока. При этом целесообразно укрупнять операции.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >