Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Типовые сборочные операции

Для сборки используют инстру­менты, приспособления и стенды, аналогичные применяемым при разборочных операциях.

Перед сборкой детали моют и смазывают тонким слоем мас­ла. Нерабочие поверхности деталей, не доступные для окраски после сборки, грунтуют и красят до сборки.

К типовым сборочным операциям относятся сборка резь­бовых, шпоночных и шлицевых соединений, зубчатых и ре­менных передач, подшипниковых узлов и уплотнений.

При сборке резьбовых соединений болты должны входить в от­верстия, а гайки навертываться усилием руки. Если деталь закре­пляют в нескольких точках, то во избежание перекосов гайки или болты затягивают постепенно, крест-накрест. Ниже приведено усилие затяжки в зависимости от диаметра резьбы. Для ответ­ственных соединений усилие контролируют динамометрическим ключом.

Диа­метр

резьбы М10 М12 М14 М16 М18 М20 М22 М24

Уси­лие

за­тяжки,

Н-м 30...40 50...60 80..90 120...140 160... 190 230...270 300...340 380...450

Наружный конец болта или шпильки должен выступать из гайки на 1...3 витка. Чтобы предотвратить самоотвинчивание резьбового соединения, ставят контрящие детали: замковые и пружинные шайбы, шплинты или вязальную проволоку, контр­гайки. Пружинные шайбы могут быть повторно использованы только при сохранении ими упругости. Нормальный их развод должен быть равен двойной толщине, а допускаемый — полутор­ной. Шплинты и вязальную проволоку, бывшие в употреблении, устанавливать повторно не следует. Головки шплинтов при сборке должны быть утоплены в прорезях гайки, а концы разво­дят на болт и грань гайки. При установке контргайки другие контрящие детали не ставят.

Шпоночные и шлицевые соединения широко используют в кон­струкциях машин. Шпонки должны свободно входить в пазы со­единяемых ими деталей. Между верхней плоскостью шпонки и канавкой детали зазор должен быть не менее 0,1 мм, в пазах никакие зазоры не допускаются. Если шпонка не входит в паз де­тали или вала, ее подгоняют по месту. При сборке шлицевых со­единений особое внимание уделяют центрированию деталей по наружному или внутреннему диаметру, а также по боковым по­верхностям шлицев. Для качественного соединения шлицы часто припиливают.

Качество сборки зубчатых передач существенно влияет на надежность работы коробок передач, редукторов, ведущих мо­стов. Для нормальной работы зацепления при сборке должны быть выдержаны оптимальные зазоры между зубьями, прове­рены межцентровые расстояния и установка зубчатых колес на валу. Значения зазоров между зубьями влияют на работу заце­пления. Малые зазоры повышают нагрузки на зубья и шум, вы­зываемый работой передач. При больших зазорах работа заце­пления сопровождается стуками.

Боковой зазор Sб в зацеплении замеряют с помощью щупа, свинцовых проволочек и индикаторных приспособлений.

При проверке зазора с помощью свинцовых проволочек их прокатывают между зубья­ми и расплющивают. Тол­щину сплющенных прово­лочек измеряют микро­метром. Нормальный боко­вой зазор в зацеплениях равен 0,2...0,4 мм, а пре­дельный — 2.. .2,5 мм.

При сборке конических шестерен регулируют их взаимное расположение. Вершины и образующие начальных конусов зубьев обеих шестерен должны совпадать. Качество зацепления шестерен проверяют также по отпечаткам краски, нанесенной на зубья (см. § 39).

При сборке ременных передач (привод вентилятора, компрес­сора, генератора) соединяемые ремнем шкивы должны находить­ся в одной плоскости и не иметь осевого биения. На боковых по­верхностях ремней не допускаются складки, трещины, расслое­ния резины. Если удлинение ремней составляет более 3%, то их заменяют.

На собранной ременной передаче регулируют натяжение ре­мня и проверяют прогиб.

Работа правильно собранных подшипников качения характери­зуется легким ходом без заеданий и ровным шумом.

Посадка радиальных шарикоподшипников должна обеспечи­вать свободное вращение шариков. Для облегчения посадки под­шипников на вал их предварительно нагревают в масле до тем­пературы 80...90°С. Наружное кольцо при этом должно вра­щаться равномерно, без заеданий. Усилие напрессовки подшип­ников на вал прикладывают к внутреннему кольцу, а при запрессовке в гнездо — к наружному.

Резиновый самоподжимный сальник перед сборкой промы­вают в керосине или дизельном топливе и проверяют плотность отжима его пружиной. Поверхность вала при сборке смазывают пластичным смазочным материалом. Сальник монтируют с по­мощью конусной наставки, надеваемой на вал. Усилие запрес­совки при этом должно прикладываться только к корпусу саль­ника. Войлочные сальники (новые и бывшие в употреблении) пропитывают в течение 30 мин смесью из 20% графита и 80% солидола, нагретой до температуры 80...90°С.

Картонные уплотнительные прокладки, контактирующие с маслом, ставят сухими или смазывают лаком «герметик», а контактирующие с водой — суриком.

 
< Пред.   След. >