Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Контроль (дефектация) деталей, сопряжений и механизмов

Эту операцию проводят путем осмотра, проверки на ощупь, с по­мощью универсальных и специальных инструментов и приборов, методами магнитной дефектоскопии, просвечивания рентгенов­скими лучами, нанесением краски.

Осмотром выявляют разрушенные детали (изломы, трещины, выкрашивание поверхности), деформацию, отложения .(нагары, коксы), течи масла, топлива.

Проверкой на ощупь обнаруживают шелушения и раковины, биение подшипников, задиры и царапины на шлифованных поверхностях.

С помощью инструментов (микрометров, штангенциркулей, индикаторов, калибров, зубомеров) определяют износ, деформа­цию и отклонения от номинальных размеров.

Износ зубьев шестерен измеряют штангензубомерами. Например, у цилиндрических шестерен замеряют три зу­ба, расположенных под углом 120°, по толщине в двух сечениях. С помощью шаблона износ зуба оценивают по зазо­ру S. Если между вершиной и шаблоном остается заданный зазор S, то шестерня пригодна к дальнейшей работе.

Рис. 169. Замер зуба шестерни: а— штангензубомером, б— шаблоном;

I— положение шаблона на неизношенном зубе, II — то же, на изношенном.

С помощью индикаторных приспособлений проверяют осевой и радиальный зазоры шарикоподшипни­ков. Нажимая на внутреннее кольцо подшипника 2, перемещают вниз и вверх ползун 5, связанный через рычаг 5 с индикатором 1, который показывает осевой зазор.

Рис. 170. Измерение зазоров подшипника:

а — осевого, б— радиального;

1 — индикатор, 2 — подшипник, 3 — ползун, 4 — зажим, 5 — рычаг, б — стойка, 7 — опора.

Типовой износ валов — прогиб, изнашивание посадочных шеек под подшипники и шлицев. Прогиб определяют с по­мощью индикатора при провороте вала, установленного на при­змах или в центрах станка. Посадочные места контролируют любым измерительным инструментом, предельными скобами. Износ шлицев по ширине измеряют штангенциркулем или шаб­лоном.

Магнитным методом можно обнаружить трещины, раковины в металле, расположенные неглубоко от поверхности детали. Метод основан на том, что при пропускании через деталь маг­нитного потока около скрытых дефектных мест магнитные си­ловые линии рассеиваются. На поверхности детали над дефекта­ми образуются местные магнитные поля рассеивания.

Путем просвечивания рентгеновскими лучами выявляют скры­тые дефекты ответственных деталей.

Контроль красками заключается в нанесении на обезжирен­ную деталь красителя, который проникает в мельчайшие тре­щины. Через 5...10 мин краску смывают и на деталь наносят ни­троэмаль, выявляя места с трещинами.

Необходимость замены или ремонта деталей определяют по выбраковочным признакам, некоторые из которых приведены ниже.

Шестерни и зубчатые муф­ты

обломы и износ зубьев по толщине, трещи­ны, смятие, обломы и значительный износ шлицев или шпоночных пазов у ступиц.

Валы и оси

любые трещины, износ посадочных поверхно­стей под подшипники, заметные изгибы и скру­чивание, смятие, излом и износ шлицев или шпоночных пазов

Подшипники.

ощутимые радиальные и осевые зазоры, вы­крашивание на беговых дорожках, кольцах, шариках или роликах, повреждения сепарато­ров, цвета побежалости на беговых дорожках, шариках или роликах

Вилки и рычаги переключения

значительный износ губок, посадочных мест, деформация

Картер

трещины, выходящие на плоскости разъемов и посадочные поверхности, износы посадоч­ных отверстий

Диски фрикционов

коробление дисков, износ шлицев

Тормозные барабаны и шкивы

трещины, обломы, задиры и износ рабочих поверхностей

Тормозные накладки

износ до уровня головок заклепок

Пружины

трещины и обломы около заклепок, коррозия на поверхности витков, трещины, надломы, неравномерный шаг витков

Резиновые манжеты, грязесъемники

трещины, разрывы, износ уплотнений

Кабина, баки, капоты

значительная деформация, сквозная коррозия

стенок

Рамы, элементы металло­конструкций рабочего обору­дования .

сквозные трещины, значительная деформация

 
< Пред.   След. >