Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Системы управления

Показателями нормальной работы рычажнойсистемыуправлениямашин служит четкость и надежность включения, легкость управ­ления, а также величина рабочих ходов рычагов и педалей уп­равления. Величина общих и рабочих ходов рычагов и педалей управления определяется заводскими инструкциями по эксплуатации и должна быть не более 400 мм для рычагов и 250 мм — для педалей. Свободный ход рычагов и педалей регулируют при помощи соединительных муфт, секторов и телескопических муфт с отвер­стиями, а также другими видами соединительных рычажных тяг.

Зазор в шарнирах рулевых тяг всех колесных машин регули­руют ввинчиванием пробки наконечников тяг до устранения люфта в шарнире и надежно зашплинтовывают.

В рулевых механизмах машин регулируют осевой зазор и за­цепление элементов механизма.

В качестве примера ниже приведено регулирование рулевого механизма буль­дозера ДЗ-37.

В рулевом механизме и гидроусилителе регулируют осевой зазор поворотного вала, зацепление червяка с сектором, сектора с рейкой и предохранитель­ный клапан.

Осевой зазор поворотного вала 7 регулируют болтом 5 при от­вернутой контргайке. Болт ввинчивают до упора, затем отвинчивают на 1/8—1/10 оборота и в этом положении закрепляют.

Зацепление червяка с сектором регулируют эксцентриковой втулкой 1. Для уменьшения зазора в зацеплении отвертывают два болта крепления 2и, повора­чивая втулку по часовой стрелке, легкими ударами молотка устраняют зазор в зацеплении. Затем вывертывают втулку обратно настолько, чтобы при отсое­диненной сошке рулевое колесо вращалось с усилием 15 Н от одного крайнего положения до другого. После этого надежно затягивают болты и рулевые тяги присоединяют к сошке.

Зацепление сектора с рейкой регулируют изменением числа прокладок 3под фланцем 4упора рейки.

Предохранительный клапан гидроусилителя регулируют ввинчиванием или вы­винчиванием регулировочного винта 8.

 

 

Рис. 11.1. Рулевой механизм бульдозера ДЗ-37:

1—эксцентриковая втулка; 2, 5—болты; 3— прокладка; - 4 —фланец; 6— пробка; 7— вал; 8— винт.

Регулирование гидравлическойсистемыуправлениясвязано с регулировкой клапанов, определяющих давление в системе.

В качестве примера ниже приведено регулирование механизма управления пневмоколесным ходом экскаватора, если поворот рулевого колеса в одну сторону до упора смещает передние колеса на полный угол, а в другую — на меньший.

Завинчивают до упора гайки шунтов обоих обратных клапанов, небольшими поворотами рулевого колеса в левом крайнем его положении разворачивают ко­лесо вправо и влево до упора 3—4 раза. Затем в левом крайнем положении колес отвинчивают до упора гайки шунтов обратных клапанов и небольшими резкими поворотами рулевого колеса убеждаются в четкой работе управления.

Для включения шунта завинчивают гайку 6 шунта. Игла 4,сжи­мая пружину 2,поднимает плунжер 3напорного золотника. При этом напорный и сливной каналы сообщаются и давление в системе падает до атмосферного.

Шунты обратных клапанов обеспечивают слив масла из полостей исполнительного цилиндра через обратные клапаны при неподвижном сдвоенном цилиндре. Их включают при регулировании управления, заливке в бак масла и прокачке системы в случае попадания масла. Для включения шунта поворачивают гайку 6.

Нормальная работа тормозовхарактеризуется безотказностью и быстротой действия. При эксплуатации изнашиваются сопряжен­инные детали тормозов, что нару­шает нормальную их работу. Ре­гулирование тормозов заключа­ется в восстановлении величины зазора между трущимися де­талями в разомкнутом состоянии.

Рис. 11.2. Напорный золотник с шунтом:

1—винт; 2—пружина; 3— плунжер; 4 — игла; 5—штуцер; 6 — гайка; 7— кольцо;

Рис. 11.3. Обратный клапан:

1— пробка; 2, 5—кольца; 3— пружина; 4— шарик; 6-гайка.

Тормозные поверхности 1и2 имеют зазор δ. При нажатии на педаль управления 3при помощи системы рычагов 4и тяг тормозная накладка приб­лижается к поверхности 1 и пе­редает ей давление, в результате чего наступает торможение. В новом тормозе процесс торможения начинается после перемещения педали на величину (0,l-׃ -0,2) L,что связано с наличием зазора между тормозными поверхностями и между деталями привода. По мере изнашивания зазор увели­чивается, достигая значения δ(δ' = δ + ∆), при котором тормо­жение возможно, пока свободный ход педали несколько мень­ше L.

Для обеспечения надежной эксплуатации тормоза регулирование считается необходимым, когда запас хода педали (до ограничиваю­щей поверхности А В)принимает значение (0,2 ׃-0,3)1. При пос­тоянном передаточном отношении привода справедливо равенство:

L1 = (0,5 – 0,7) L = ∆iR1

Линейную величину износа обшивки можно определить по приб­лиженной формуле

T

∆ = R2рVμte 100,

 

где L — ход педали тормоза, мм;

i — передаточное отношение привода;

R1 - коэффициент, учитывающий увеличение свободного хода педали из-за

износа и деформации отдельных деталей тормоза;

R2 — коэффициент, учитывающий качество материала накладки;

р — давление между трущимися поверхностями, МПа;

v — скорость включения в начале скольжения, м/с;

μ — коэффициент трения накладки по стали;

t — время работы, ч;

е — основание натуральных логарифмов;

Т — температура накладки, град.

Из приведенных выше формул можно приближенно определить время работы тормоза, по истечении которого необходимо его регу­лирование.

­t = (0,5 – 0,7) L

R1R2iрvμeT

100

В качестве примеров ниже рассмотрено регулирование тормозов некоторых машин.

В ножном тормозе грейдер-элеватора ДЗ-501А зазор между колодками и ба­рабаном у разжимного кулака должен быть равным 0,40—0,65 мм, у осей колодок — 0,20—0,60 мм, ход штока тормозной камеры — 30—48 мм.

 

Рис. 11.4. Принци­пиальная схема регулирования тормо­зов:

1 и 2— тормозные поверхности; 3—педаль уп­равления; 4—система рычагов.

Для выполнения регулировочных работ колесо поднимают домкратом, пово­ротом по часовой стрелке червяка 3 подводят колодки до соприкос­новения с барабаном, что можно заметить при вращении колеса рукой. После этого отводят колодки поворотами червяка в обратную сторону до ближайшего фиксированного положения (на 1/6 поворота) и проверяют зазор между колодкой и барабаном. Опустив колесо, то же самое проделывают с тормозами остальных колес.

Тормоз башенных кранов регулируют в тех случаях, когда он не затормажи­вает механизм при выключении двигателя или наоборот резко затормаживает ме­ханизм. При регулировании тормозов этих машин соблюдают такую последователь­ность: устанавливают нормальный ход якоря электромагнита; регулируют равно­мерность отхода колодок от шкива; проверяют и устанавливают длину рабочей пружины.

 

Рис. 11.5. Тормоз колеса грейдер-элеватора ДЗ-501А:

1— ось; 2— разжимный кулак; 3— червяк; 4— рычаг.

Нормальный ход якоря электромагнита устанавливают следующим образом. Расконтривают гайки 2,6и 7, находящиеся на тяге 1. Гайку 7 отвин­чивают до тех пор, пока она не отожмет тягу от заднего рычага 13,а якорь 9электромагнита не упрется в сердечник корпуса 8электромагнита. В таком положении измеряют линейкой, как показано на рисунке, расстояние от наружного торца катушки электромагнита до наиболее удаленной внешней поверхности якоря в нижней его части (МО-100Б — это расстояние 25 мм, МО-200Б — 48,5 мм) После этого гайку 7 завинчивают с таким расчетом, чтобы она перестала упи­раться в рычаг, а конец тяги отжал якорь электромагнита. В таком положении результат замера Ндолжен быть равен сумме двух замеров: ранее полученного при (амкнутом якоре и величины замера установочного хода якоря (Руст), взятой из характеристики тормоза. Если результаты замеров отличаются от расчетных, необходимо отрегулировать отход якоря гайкой 2,находящейся на конце тяги. Тягу при этом удерживают от проворачивания за квадратный хвостовик на конце.

Для регулирования равномерного отхода колодок от шкива электромагнит вновь ставят в замкнутое положение отжимной гайкой 7 тяги. Вращением регулировоч­ного винта 12после ослабления контргайки 11 добиваются равномерного распреде­ления зазора на обе колодки, что проверяют щупом при покачивании рычагов. После этого регулировочный, винт фиксируют контргайкой 11.

Последняя операция регулирования тормоза заключается в проверке длины рабочей пружины измерительной линейкой. Длину пружины измеряют при незамкну­том якоре электромагнита. Расчетный тормозной момент, который должен быть обеспечен тормозом, приводится в заводской инструкции крана для каждого ме­ханизма. Этому должна соответствовать определенная установочная длина пружины (при заторможенных колодках тормоза), приводимая в приложенной к тормозу инструкции. При длине пружины, отличающейся от установочной, регулируют ее дли ну гайкой 6,удерживая ее ключом за квадратный хвостовик и вращая тягу в ту или иную сторону.

Рис. 11.6. Схемы регулирования тормозов ТКТ—ТКТГ:

а — хода якоря (тормоз ТКТ); б — хода штока (тор­моз ТКТГ);1—тяга; 2— гай­ка и контргайка; 3— пружина вспомогательная; 4— шток; 5— главная пружина; 6—

регулировочная гайка; 7— отжимная гайка; 8— корпус электромагнита; 9 — якорь-электромагнита; 10— катуш­ка тормоза; 11— контргайка;12— регулировочный винт;

13— рычаги; 14—электрогидротолкатель; А и Б — смежные заклепки.

 

Короткоходовые тормоза ТКТГ отличаются от тормозов ТКТ тем, что в них для растормаживания колодок вместо электромагнита МО использован электрогидро-толкатель 14ТЭГ или ТГМ. Тормоз ТКТГ с электрогидротолкателем регулируют в той же последовательности, что и ТКТ. Разница заключается в том, что вместо хода электромагнита регулируют ход штока электрогидротолкателя гайками 2,а длину пружины устанавливают гайкой 6на тяге пружины. Равно­мерный отход колодок от шкива обеспечивается винтом 12.При регулировании хода штока учитывают, что шток 4толкателя не должен доходить до нижнего упора при замкнутых колодках. Необходимо обеспечить минимальное расстояние, которое получается как разность максимального расстояния Н,замеренного у под­нятого до отказа штока и установочного хода, указанного в инструкции к тормозу.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >