Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Подшипники

Нормальная работа подшипников скольжения определяется ус­тановленной величиной сопротивления вращению вала, правиль­ностью и надежностью его положения. При эксплуатации зазоры между валом и подшипником увеличиваются в результате изна­шивания сопряженных деталей, что связано с появлением сту­ков и опасных напряжений. Иногда возможно и повышение тем­пературы подшипников узла. Состояние трущихся поверхностей ухудшается, трение между ними увеличивается.

Для обеспечения нормальных условий смазывания в подшип­никах скольжения между валом и вкладышем предусматривают зазор, величину которого определяют из условий гидродинамического смазывания деталей. Важным фактором, определяющим вели­чину этого зазора, является вязкость смазочного материала, в частности, меньшие зазоры принимают при меньших значениях вязкости.

Рекомендуемый радиальный зазор должен быть равен 0,1 — 0,0003d (где d — диаметр вала, мм). На практике величину за­зора устанавливают по таблицам допусков и посадок.

С увеличением диаметра вала и его окружной скорости нуж­но увеличивать и зазоры. Это вызывается необходимостью полу­чить большой слой смазки и таким образом создать условия, близ­кие к жидкостному трению.

Зазоры разъемных подшипников регулируют удалением неко­торого числа регулировочных прокладок и надлежащей затяжкой болтов. Размеры зазора устанавливают щупом или отсчетом угла поворота гаек болтов крепления крышки подшипника. В послед­нем случае затягивают гайки до отказа, а затем равномерно отвин­чивают их на угол, обеспечивающий нужный зазор.

Нормальная работа подшипников каченияхарактеризуется нез­начительным и ровным шумом, легким ходом без заедания. По­явление глухих прерывистых шумов свидетельствует о загрязнении смазки, а скрежет — о разрушении сепараторов, шариков или роли­ков.

Посадка радиальных шарикоподшипников должна быть такой, чтобы радиальный зазор обеспечивал свободу вращения и не за­щемлял шарики при механических и температурных деформациях. Вместе с тем посадка должна обеспечить надежность и непод­вижность соединений. Обычно величину зазора в радиальных под­шипниках качения устанавливают в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя на монтаж подшипников данных ти­пов и серий.

У подшипников качения часто проворачиваются кольца на по­садочных местах, а при больших натягах значительно дефор­мируются кольца и защемляются шарики или ролики. Такой под­шипник вращается с большим трудом, что приводит к значитель­ному перегреву в процессе эксплуатации.

Радиально-упорные и упорные шарикоподшипники регулируемых типов нужно монтировать в узлах с зазорами, обеспечивающими их свободное вращение, а также исключающими возможность за­щемления тел качения вследствие теплового расширения вала. Осе­вые зазоры должны обеспечивать правильное положение тел качения относительно рабочих элементов колец подшипников и правиль­ное распределение между ними внешней нагрузки, действующей на опору. Осевой люфт в подшипниках регулируемого типа появля­ется в результате смещения одного кольца подшипника относитель­но другого.

Регулирование подшипников качения зависит от способа их установки и осуществляется при помощи:

торцовых крышек 2, прикрепляемых, например, к корпусу ре­дуктора, болтов и комплекта металлических регулировочных прокладок 1 либо регулировочными кольцами 4,устанавливаемыми между закладной крышкой 3и наружным кольцом подшипника;

прижимных крышек 5 и винтовых упоров 7, расположенных в закладных крышках 6;

регулировочной гайки 8,которой смещают внутреннее кольцо подшипника по валу.

При регулировании подшипников с использованием металличес­ких прокладок считается нормальной установка между корпусом и торцовой крышкой прокладок до пяти размеров (толщиной 0,1; 0,15; 0,3; 0,5 мм) общей толщиной до 2 мм.

Рис. 10.8. Регулирование подшипников качения:

а — торцовыми крышками; б — прижимными крышками и винтовыми упорами; в — регулировочными гайками; 1 — металлические регулировочные прокладки; 2— торцовая крышка; 3 — закладная крышка, 4 — регулировочное кольцо; 5 — прижимная крышка; 5—закладная крышка; 7 — винтовой упор; 8 — ре­гулировочная гайка.

 

Для примера ниже описано регулирование подшипников редуктора ведущего моста самоходного скрепера ДЗ-11М. Для регулирования подшипников ведущей шестерни отвертывают болты 6 и снимают ведущую шестерню 13вмес­те с картером 14.Затем зажимают картер в тисках и индикатором определяют величину осевого зазора в подшипниках, который должен быть не более 0,05 мм. Если зазор больше этой величины, расшплинтовывают и отвертывают гайку 2,сни­мают шайбу и фланец 1, отвертывают болты и снимают крышку 3с уплотне­нием 18,маслоотражательное кольцо 17,внутреннее кольцо подшипника и ре­гулировочную шайбу 4.Затем замеряют микрометром толщину регулировочной шайбы и определяют, на какую величину необходимо ее уменьшить для получе­ния нормального зазора в подшипниках. Величина уменьшения толщины шайбы равна величине измеренного зазора плюс 0,03—0,05 мм на предварительный натяг. Потом прошлифовывают регулировочную шайбу до требуемой толщины, устанавли­вают все детали на место, кроме уплотнения, затягивают гайку 2,проворачивают ведущую шестерню и проверяют степень затяжки подшипников. При нормальном зазоре в подшипниках момент проворачивания должен быть 1,2—2,2 Н-м, что соответствует усилию 13—24 Н, приложенному перпендикулярно радиусу располо­жения отверстий на фланце 1. Если момент находится в указанных пределах, необходимо установить на место уплотнение 18и другие детали, окончательно затянуть гайку 2и установить шестерню в картер редуктора.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >