Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Передачи

В машинах применение находят зубчатые, цепные и ременные передачи.

Зубчатые передачи работают в тяжелых эксплуатационных ус­ловиях. Нагрузки, передаваемые ими, имеют обычно переменные ве­личину и направление и носят ударный характер, что вызывает повреждение зубьев. Одновременно износные явления вызывают уве­личение боковых зазоров.

Нормальная работа зубчатых передач определяется следующими признаками:

мощность передается плавно в соответствии с характером из­менения полезных сопротивлений; наблюдается однообразный уме­ренный шум;

зубчатые колеса работают без торцового биения и заметного эксцентриситета окружности выступов;

зубья при зацеплении соприкасаются по длине так, что отпе­чаток контакта представляет полосу, расположенную симметрично оси шестерни; зубья не имеют дефектов.— задиров, выкрашива­ний, вмятин и т. п;

радиальный и боковой зазоры не выходят за пределы норм, ус­тановленных техническими усло­виями.

Зубчатая передача работает надежно при правильном располо­жении валов, соединяемых зубчатой передачей (параллельных или перпендикулярных), при соблюдении необходимого межцентрового расстояния, стабильности индикатором и правильности зацепления зуб­чатых колес, своевременном смазывании и использовании высоко­качественного смазочного материала.

Гарантированный, т. е. наименьший боковой зазор, регламенти­рованный стандартом,— это зазор между зубьями сопряженных колес в передаче, обеспечивающий свободный поворот одного ко­леса при неподвижном втором колесе. Боковой зазор определяет­ся: для цилиндрических зубчатых передач в сечении, перпенди­кулярном направлению зубьев, и в плоскости, касательной к ос­новным цилиндрам; для конических передач — по нормали к поверх­ности зубьев у большого основания делительного конуса. Наимень­ший боковой зазор устанавливается по виду сопряжений неза­висимо от точности передач. Этот зазор компенсирует возможное изменение размеров шестерни при нагреве передачи в процессе работы.

В процессе регулирования зубчатых передач возникает необхо­димость в проверке величины бокового зазора, которая заключа­ется в следующем: вал одного из зубчатых колес заклинивают, а второму колесу дают качательное движение и замеряют его от­клонение индикатором, жестко закрепленным на машине. Шпиндель индикатора должен располагаться нормально к рабочей поверх­ности головки зуба и соприкасаться с любой точкой рабочей части профиля.

Рис. 10.5. Схема измерения бокового зазора между зубьями зубчатых колес индикатором.

Боковой зазор, мкм, определится

Sn = Sscosα,

где Ss — величина люфта, мкм;

α — угол зацепления, обычно равный 20°.

Наименьший боковой зазор между зубьями определяется вели­чиной модуля и межосевого расстояния. Открытые цилиндрические передачи можно регулировать перемещением всей сборочной еди­ницы, в состав которой входит передача. Большинство закрытых зубчатых передач регулируют изменением числа прокладок в под­шипниках, а величину бокового зазора между зубьями проверяют щупом или по обжатию свинцовой пластинки. Постепенное уменьшение числа прокладок сокращает зазор до тех пор, пока свинцовая пластинка не будет при прокатывании полностью перере­заться гранью вершин зуба. После этого снизу под оба подшип­ника вала цилиндрической передачи или сбоку под неупорный под­шипник конической передачи ставят такое число прокладок, ко­торое по толщине соответствует требуемому зазору. Одновременно из-под упорного подшипника конической передачи удаляют такое же число прокладок.

Во избежание разборки зубчатой передачи для удаления прок­ладок корпуса подшипника сдвигают на 5—6 мм, отделяют нужное число прокладок ножом и аккуратно разрывают их в наиболее узком месте, но не по отверстиям. Разорванные таким образом прокладки можно удалять и вновь ставить.

В качестве примера ниже приведены особенности регулирования зубчатых пе­редач реверсивного механизма экскаватора ЭО-4111Б.

Величину зазора между коническими шестернями / и 6реверсивного механизма определяют поворотом дисков 2двух конусных колодок в ту и другую сторону. Если величина свободного хода колодок более 1,5 мм, то необходимо от­регулировать зацепление конических шестерен реверсивного механизма путем подъема его вертикального вала 7 и уменьшения числа прокладок 10между подшипником 8и шайбой 9вертикального вала.

Осевое перемещение конических шестерен 1 проверяют перемещением дисков 2вдоль вала. Нормальное перемещение находится в пределах 0,2—0,3 мм. Осевое перемещение регулируют затягиванием гайки 4до отказа. Затем эту гайку отпус­кают на 45—60° и стопорят шайбой 3.

Рис. 10.6. Реверсивный механизм экскаватора ЭО-4111Б:

1 и 6— шестерни; 2— диски колодки; 3— шайба; 4— гайка; 5— муфты; 7— вал; 8— шарикоподшипник; 9 - сферическая шайба; прокладка; 11 —установочное кольцо; 12—поворотная рама; 13 левая опора.

 

Цепные передачи при нормальной работе характеризуются плав­ным и бесшумным движением. Это возможно при выполнении следующих условий: строгой параллельности валов и правильности положения звездочек относительно друг друга; нормальном прови­сании ведомой ветви цепи; допустимой изношенности деталей цеп­ной передачи, когда среднее увеличение шага цепи не превышает предельных величин.

Шарниры новой цепи при работе плотно прилегают по внут­реннему диаметру звездочки и обеспечивают нормальную работу цепной передачи. В результате износа шарниров шаг цепи пос­тепенно увеличивается и она при зацеплении со звездочкой (шаг которой остался без изменения) переходит на большие диаметры, соответствующие увеличенному шагу. Это явление терпимо до тех пор, пока ролики цепи не начнут давить на вершины зубьев, проч­ность которых у вершин значительно меньше, чем у оснований. В результате перехода цепи на большие диаметры наблюдается изгиб вершин зубьев или же соскакивание цепи со звездочки — признаки, являющиеся пределом для дальнейшего использования цепи.

Предельно допустимый износ цепи зависит отчисла и профиля зубьев большей звездочки.

Одной из причин нарушения нормальной работы цепной пе­редачи является провисание холостой ветви цепи в результате ее удлинения ввиду изнашивания пластин, втулок, пальцев и роликов Однако полная ликвидация провисания невозможна да и вредна, так как излишнее натяжение резко увеличивает трение в шарнирах цепи и подшипниках звездочек. Излишне натянутая цепь работает жестко, с характерным стуком. В то же время некоторая слабина цепи позволяет ее звеньям занимать при работе наиболее благо­приятное положение на зубьях звездочек, смазка в шарнирах не выдавливается, износ рабочих поверхностей не выходит за допусти­мые пределы, а нагрузка на подшипники соединяемых валов и удельное давление в шарнирах уменьшаются.

Стрелу провисания цепи считают нормальной, если она рав­на 2 % межцентрового расстояния для передач горизонтальных и с углом наклона менее 30 %. При угле наклона выше 30° стрела провисания должна составлять от 2 до 0,6 % межцентрового расстояния (большие значения относятся к меньшим углам). Для регулировки провисания цепи применяют регулирующие звездочки, натяжные ролики и передвижные опоры ведомых звездочек.

Так, например, в силовой передаче экскаватора регулируют на­тяжение цепей главного привода (цепного редуктора). Для этой цели вращают гайку 4 на стержне 3до появления над крышкой корпуса риски. В данном случае натяжение цепи изме­няют перемещением натяжного ролика.

В случае отсутствия в конструкции сборочной единицы натяж­ных приспособлений необходимое натяжение цепи обеспечивают спе­циальными струбцинами.

Запас хода регулирующего приспособления обычно не ограничивает возможности регулировки, так как при большом удлинении цепь укорачивают на один-два звена, и регулирующее приспособ­ление вновь занимает исходное положение.

Периодическая регулировка цепной передачи в процессе ее из­нашивания приводит к постепен­ному увеличению шага цепи. Так как при этом зубья звездочки со­храняют свой первоначальный шаг, нарушается нормальное за­цепление.

Рис. 10.7. Натяжное устройство цепи экскаватора Э-652Б:

1— корпус пружины; 2— натяжной ролик; 3 стержень; 4—гайка; 5—контргайка; 6—кронштейн.

Ремениые передачи работают нормально при обеспечении опти­мальной величины натяжения, правильном положении шкивов, надежности соединения концов ремня и соответствующем состоя­нии рабочих поверхностей шкивов. Натяжение ремня является глав­ным параметром, от которого зависят срок службы ремня, к. п. д. передачи и величина скольжения.

Натяжение плоского ремня регулируют передвижением по са­лазкам электродвигателя, пере­шивкой ремня или натяжным роликом (лениксом), имею­щим устройство для регулирования давления на ремень. При регулировании клиноременных передач задают не ве­личину натяжения, а стрелу прогиба от приложения к ветви рем­ня заданной нагрузки.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >