Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Фрикционные муфты

Нормальная работа фрикционных муфт характеризуется безотказностью и быстротой действия, надеж­ностью и устойчивостью процесса передачи мощности, плавностью включения и выключения, бесшумностью при включении и работе.

Одним из основных показателей, оценивающих работоспособ­ность фрикционных муфт, является их коэффициент запаса, пока­зывающий, во сколько раз момент трения, создаваемый дисками (лентами, конусами), превышает момент, передаваемый механизмам трансмиссии.

Во время эксплуатации коэффициент запаса муфты постепенно снижается из-за уменьшения момента трения, создаваемого поверх­ностями трения. Момент трения находится в зависимости от коэф­фициента трения рабочих поверхностей и силы их поджатия. Причи­ной уменьшения силы поджатия ведущих и ведомых поверхностей чаще всего является износ фрикционных накладок. В резуль­тате этого увеличивается зазор между поверхностями трения при выключенном состоянии муфты, что в свою очередь приводит к увеличению хода нажимного диска (для плоских фрикционных муфт) при включении муфты и к ослаблению действия нажимных пружин (постоянно замкнутые муфты) или нажимных рычагов (не постоянно замкнутые муфты).

О величине силы нажатия поверхностей судят по величине свободного хода педали или рычага включения муфты. Чем больше зазор между сопряженными поверхностями муфты, тем меньше ход педали и рычага. На величину свободного хода влияют также и зазоры в шарнирах муфт.

Таким образом, регулировкой муфты предусматривается восста­новление нормальной величины момента трения, развиваемого по­верхностями муфт. Правильной регулировкой обеспечивается их нормальное действие, плавное соединение между собой механизмов и быстрое разъединение их.

Признаками неисправности плоских фрикционных муфтявляются буксование (проскальзывание) дисков, неравномерность работы и неполное разобщение соединяемых валов.

Буксование муфты можно обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпуса и шуму при включении передач. Основными причи­нами буксования являются нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков и ослабление пружин.

На большинстве машин транспортного строительства исполь­зуются двухдисковые муфты постоянно замкнутого типа, которые регулируются во включенном положении. Известны два способа регулировки этих муфт: изменением длины тяги и восстановлением первоначального положения отжимных рычагов.

Для изменения длины тяги отвинчивают от нее или навинчивают на нее гайку или барашек. С целью ускорения процес­са регулировки гайку или барашек следует повернуть на один оборот и замерить соответствующее изменение сво­бодного хода педали, а затем решить, сколько оборотов гайки необходимо сделать, чтобы получить необходимую длину свободного хода педали.

Перед выполнением технологического процесса, связанного с восстановлением первоначального положения отжимных рычагов, очищают поверхность крышки люка и стенки кожуха муфты от пы­ли и грязи. Затем открывают люк кожуха и, включив декомпрессионный механизм, поворачивают рукояткой вал и подводят поо­чередно к люку каждый отжимной рычаг. Щупом замеряют за­зор между концом отжимного рычага и упором нажимного под­шипника. Разница между зазорами у отдельных рычагов не должна превышать 0,5 мм. Если зазоры между отжимными рычагами и упором подшипника одинаковы, но их значения выходят за пре­делы допустимых значений, то изменяют длину тяги или рычага муфты. Для уменьшения зазоров тягу укорачивают, а для уве­личения — удлиняют. Если зазоры между отжимными рычагами и упором нажимного подшипника различны по величине, то в этом случае восстанавливают первоначальное положение нажимных рычагов. После этого вынимают шплинт из корончатой гайки отжим­ного рычага и, отвинчивая (если зазор мал) или завинчивая (если зазор велик) корончатую гайку, устанавливают по щупу требуемый зазор; при этом отжимной болт удерживают от проворачивания ключом за специальную боковую лыску. После регулировки коронча­тую гайку зашплинтовывают.

Одновременно с этим устанавливают нормальный зазор между промежуточным диском муфты и упорными винтами. С этой целью завертывают каждый из трех винтов до упора в промежуточный диск, а затем вывертывают упорный винт.

В качестве примера рассмотрим регулировку плоской фрикционной муфты экска­ватора ЭО-4121.

Регулирование муфты этой машины заключается в проверке и регулировании зазора В между отжимным рычагом и упором нажимного подшипни­ка — свободного хода муфты выключения. Величина этого зазора должна быть в пределах 3,5—4,5 мм. Увеличенный зазор приводит к неполному выключению муфты и, следовательно, повышенному износу фрикционных накладок ведомых дис­ков 5 и появлению трещин ведущих дисков 2и 3.Уменьшение зазора или его отсутствие приводит к повышенному износу деталей механизма выключения муфты, преждевременному выходу из строя упорного подшипника муфты выключения.

Регулировку осуществляют при включенной муфте через люк в крышке, при этом включают механизм декомпрессии, открывают люк на крышке муфты и, проворачивая коленчатый вал, проверяют щупом зазор Вмежду упором муфты вык­лючения и промежуточным кольцом нажимного подпятника в трех равномерно расположенных по окружности точках. При необходимости изменения зазора расшплинтовывают корончатые гайки 1 нажимных болтов 4,навинчивают (для умень­шения зазора) или отвинчивают (для увеличения зазора) гайки, регулируют вели­чину зазора. После окончания регулирования зашплинтовывают корончатые гайки и закрывают люк.

Рис. 10.2. Плоская фрикционная муфта экскаватора ЭО-4121:

1 — корончатая гайка; 2 и 3 — ведущие диски; 4 — нажимной болт; 5 — ведомые диски.

В ленточныхфрикционныхмуфтахпо мере износа трущихся поверхностей зазор между ними возрастает, что изменяет вели­чину холостого хода, а также уменьшение силы нажатия, а в результате уменьшается сила предельного момента, передаваемого муфтой. Поэтому признаком необходимости регулирования лен­точных фрикционных муфт также является величина холостого хода.

Рис. 10.3. Ленточная фрикционная муфта главной лебедки экскаватора ЭО-4111Б:

1 - регулировочный болт для регулирования правого конца ленты; 2 — болты регулировки зазора по всей длине ленты; 3 — камера; 4 — разрезная гайка; 5 — барабан; 6 - - лента; 7 — вилка.

 

В качестве примера ниже приведено регулирование ленточной фрикционной муфты главной лебедки экскаватора ЭО-4111Б.

В выключенном положении муфты между неподвижным концом ленты и шкивом при помощи болта 1 устанавливают зазор 1,5—2 мм. Затем болтами 2обеспечивают равномерность зазора по всей длине ленты. После этого регулируют плотность прилегания подвижного конца ленты, изменяя длину тяги вил­кой 7. В заключение регулируют ход штока пневматической ка­меры разрезной гайкой 4.Нор­мальный ход штока должен быть равен 15 мм.

Работоспособность конусныхфрикционныхмуфтопределяется наличием оптимального зазора между конусами муфты. Однако чрезмерное уменьшение этого за­зора ведет к возникновению са­мопроизвольного трения и к пере­греву муфты.

В связи с этим регулирование муфты сводится к установлению соответствующего зазора между конусами муфты. Так, например, конусные фрикционные муфты реверсивного механизма экска­ватора ЭО-4111Б регулируют бол­том 2, а правильность регулировки проверяют по зазору между шкивом 4и колодкой 5, который должен быть 1 —1,5 мм. При уменьшении зазора болт ввер­тывают в шкив, а при увеличении вывертывают. Перед началом регулирования отпускают контргайку 3,а по окончании — затяги­вают ее.

Рис. 10.4. Конусная фрикционная муфта экскаватора ЭО-41 И Б:

1— упорный хомут; 2— регулировочный болт; 3— контргайка; 4— шкив; 5—колодка; 6—диск.

Смотрите также:

 

 

 
< Пред.   След. >