Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Рабочее оборудование с поворотным отвалом

Этот вид обору­дования отличается большей универсальностью, так как отвал может устанавливаться прямо и под углом налево и направо по ходу машины.

Рабочее оборудование бульдозера ДЗ-109 состоит из упряжных шарниров 7, универсальной рамы 6, отвала 1, толкате­лей 3 с раскосами, растяжки 2 и силового капота 5. Рабочее обо­рудование поднимают и опускают относительно упряжных шар­ниров с помощью двух гидроцилиндров 4 двойного действия.

Упряжные шарниры 7 приварены к раме гусеничной тележки. Конструкция шарниров такая же, как у рабочего оборудования бульдозера ДЗ-110А.

Рис. 87. Рабочее оборудование бульдозера ДЗ-109:

1 - отвал, 2 - растяжка, 3 - толкатель с раскосом, 4 - гидроцилиндр, 5 - капот, 6 — рама, 7 – шарнир.

Жесткая универсальная рама охватывает снаружи базовый трактор. Спереди рамы на продольной оси машины приварена шаровая головка, на которой шарнирно прикреплена средняя часть отвала. Чтобы зафиксировать отвал относительно рамы, по его краям шарнирно установлены два толкателя с винтовыми раскосами.

При одинаковом изменении длины винтовых раскосов от среднего положения угол резания ножей колеблется в диапазоне + 5° от номинального значения 55°. При изменении межцентро­вого расстояния проушин раскосов угол поперечного перекоса отвала в вертикальной плоскости регулируется на ± 6°.

Отличительная особенность бульдозерного оборудования это­го типа — возможность установки отвала в плане под углом на­лево (I) и направо (III) от его прямого (II) положения. Наиболь­ший угол поворота отвала в каждую сторону составляет + 27°.

Для установки отвала под углом затягивают растяжку 2 так, чтобы она удерживала отвал относительно рамы 6. Поднимают рабочее оборудование на высоту 200...250 мм и вынимают штифты шаровых пальцев толкателей. Затем отводят оба толка­теля для выхода шаровых пальцев из опор на раме и поворачи­вают отвал в нужное положение, нажимая на толкатель. Фикси­руют толкатели в новых опорах, закрепляют шаровые пальцы штифтами и освобождают растяжку.

Боковое положение отвала дает возможность повышать про­изводительность бульдозера на засыпке траншей. При его дви­жении вперед можно очищать дорогу от снега. Так как снег от­личается небольшим коэффициентом трения, то легко стекает по отвалу на сторону.

Устройство основных сборочных единиц рабочего оборудова­ния этой машины представлено.

Рис. 88. Сборочные единицы рабочего оборудования бульдозера ДЗ-109:

а - универсальная рама, б - отвал, в - толкатель с раскосом, г - растяжка;

1, 4- полурамы, 2 - головка, 3. 10 - проушины, 5, 6, 9 - кронштейны, 7 - шарнир, 8-

опора, 1.1 — лобовой лист, 12 - гнездо,13-болт, 14, 20 - крышки, 15, 17 - ножи,

16 - пояса жесткости, 18, 22, 28. 30 - пальцы, 19 - прокладки, 21 - пружинный

фиксатор, 23 - раскос, 24 - винт, 25 - крестовина, 26 - толкатель, 27 - серьги, 29 -

муфта.

Универсальная рама сварена из листового проката и имеет прямоугольное сечение. Раму называют универсальной, так как вместо бульдозерного отвала на нее можно навешивать корчева­тель, снегоочиститель и другое оборудование. Она состоит из двух симметричных полурам 1 и 4, которые сварены между со­бой в середине. В месте их соединения спереди приварены шаро­вая головка 2, сзади — усилительная планка, на которой разме­щена проушина 3 растяжки. В концы полурам вварены неподвижные полусферы. К ним на двух болтах прикреплена съемная полусфера упряжного шарнира 8. Зазор в шарнире регу­лируют съемными прокладками, которые зажаты между полу­сферами. На верхней полке каждой полурамы приварены по три опорных кронштейна б, в которые вставлены пальцы толкателей. Количество опор соответствует трем положениям отвала (пря­мому, левому и правому). На скошенной части полурам устано­влены кронштейны 5 для крепления гидроцилиндров подъема — опускания оборудования:.

Отвал представляет собой объемную металлоконструкцию, сваренную из лобового листа 11 криволинейного профиля, с верхним и нижним задними поясами жесткости 16. Сбоку торцы закрыты боковыми щеками. В нижний пояс вварено ци­линдрическое гнездо 12, в которое входит головка рамы. Гнездо закрыто крышкой 14 и прикреплено болтами 13. Над гнездом к верхнему поясу приварена проушина 10 для крепления растяж­ки. С тыльной стороны отвала по краям размещены верхний и нижний кронштейны 9 крепления толкателей и раскосов.

В верхней части лобовой лист заканчивается козырьком со скошенными краями. Внизу установлены на болтах с потайной головкой и гайках три средних 15 и два боковых ножа 17.

Толкатель 26 объединен с винтовым раскосом 23. Толкатель выполнен в виде балки коробчатого сечения. С одной стороны вварена полусферическая опора, с другой — проушина с цилин­дрическим отверстием для крепления на пальце 22 крестовины 25. Опора закрывается полусферической крышкой 20. Детали стянуты между собой болтами. Для регулирования зазора в со­единении с шаровым пальцем 18 между опорой и крышкой уста­новлены съемные прокладки 19.

В наружную трубу раскоса входит винт 24 с проушиной. При вращении наружной трубы винт по резьбе входит или выходит из трубы, благодаря чему изменяются длина раскоса и угол на­клона или перекоса отвала. Раскос вращается съемной рукоят­кой, вставляемой в поперечное отверстие трубы. Необходимая длина раскоса устанавливается фиксатором 21. Толкатель с раскосом передает силу тяги трактора рабочему органу.

Растяжка удерживает отвал на раме при вынутых из опор пальцах 18. Она представляет собой две серьги 27, закрепленные с помощью резьбового соединения на планках. В планки вста­влены два пальца 28 и 30 с левой и правой резьбой. На резьбу пальцев снаружи навинчена муфта 29. Поворотом муфты изме­няют расстояние между серьгами, благодаря чему растяжка при­жимает отвал к раме или освобождает его.

Ножи бульдозеров режут грунт в процессе его разработки. От конструкции ножа, формы режущей кромки, сохранения за­острения ее в процессе работы, износостойкости зависит про­изводительность машины.

В рабочем оборудовании бульдозеров применяют два типа ножей: средние и боковые.

Средний нож изготовляют из полосового проката, имеющего по краям параллельные кромки, скошенные под углом 30°. Для повышения долговечности режущие кромки ножей наплавляют сормайтом или сталинитом.

В среднем ноже выполнены два ряда квадратных отверстий, которые с двух сторон раззенкованы под углом 90°. Отверстия удерживают крепежные болты с квадратным оголовником от проворачивания при навинчивании гаек. Коническая головка болта входит в отверстие таким образом, что оказывается запод­лицо с плоской рабочей поверхностью ножа и не мешает движе­нию грунта по нему.

Рис. 89. Ножи:

а — средний, б – боковой.

Схема смещения и перестановки средних ножей показана (а). На заводе средний нож 1 прикрепляют к подножевой плите 3 болтами 2 с гайками в нижнем ряду отверстий. После изнашивания режущей кромки на величину межцен­трового расстояния b гайки отвертывают, нож опускают до со­вмещения верхнего ряда отверстийи сверлений в плите 3 и затягивают нож болтами. Когда режущая кромка снова изнашивается, нож снимают с отвала, переворачивают на 90° и закрепляют в нижнем ряду отверстий (положение III). После дальнейшего изнашивания его снова смещают вниз и крепят на верхнем ряду отверстий (положение IV).

Если режущая кромка выступает на 15...25 мм над нижним краем подножевой плиты, то нож заменяют новым. Четырех­кратная перестановка среднего ножа значительно повышает срок его службы.

На бульдозерный отвал устанавливают обычно два-три сред­них ножа для облегчения их перестановки.

Края отвала защищены левым и правым боковыми ножами 4 (рис. 90,6), которые отлиты из износостойкой стали. Каждый нож представляет собой плоскую пластину, боковая и нижняя наружные кромки которой утолщены для повышения срока их службы. Нижние и боковые кромки скошены под задним углом 60°. Верхний край ножа срезан под углом 45°, чтобы уменьшить залипание грунта. В ноже сделаны четыре ряда квадратных от­верстий с конической зенковкой с наружной стороны для уста­новки конических головок крепежных болтов. Ножи прикре­плены к подножевой плите 3 двумя рядами болтов 2 (положение V). Два других ряда используют для смещения ножей вниз после их изнашивания (положение VI).

Рис. 90. Схемы перестановки ножей:

асреднего, 6—бокового;

1,4ножи, 2—болт, 3—плита.

В бульдозерах ДЗ-17 для подъема и опускания рабочего обо­рудования использован канатный привод. На упряжных шарнирах 8 установлена рама 7, к которой прикреплен отвал 6. Рабочим оборудованием управляют с помощью канатно-блочной системы и барабанной лебедки.

К передней стойке 1 крепят верхнюю двухблочную обойму 2 полиспаста 4, к раме рабочего оборудования — двухблочную обойму 5. По направляющим блокам 3 и 10 канат 9, защи­щенный трубкой, проходит вдоль трактора назад и наматывает ся на барабанную лебедку 11, приводимую в действие от заднего вала отбора мощности трактора. Лебедкой управляют с рабоче­го места машиниста.

При наматывании каната на барабан лебедки расстояние ме­жду нижней и верхней обоймами сокращается и рабочее обору­дование поднимается. В случае затормаживания барабана обору­дование останавливается. Во время растормаживания канат свободно сматывается с барабана под воздействием силы тяже­сти оборудования и оно опускается.

Рис. 91. Рабочее оборудование бульдозера с канатным приводом:

1 - стойка, 2, 5 - обоймы, 3, 10 - блоки, 4 - полиспаст, 6 - отвал, 7 - рама, 8 - шарнир,

9 - канат, ;11 — лебедка.

 
< Пред.