Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Рабочее оборудование бульдозеров

Рабочим оборудованием бульдозера называют землеройно-транспортный орган, навешиваемый спереди базовой машины и управляемый с помощью канатного или гидравлического привода.

К рабочему оборудованию относят бульдозерное оборудование 1, силовой капот 2, подвеску 3, механизм подъема и опускания с гидроцилиндром 4, поперечную балку 5. Кроме того, сюда относится и дополнительное оборудование, навеши­ваемое сзади трактора (рыхлитель) и прикрепляемое к бульдо­зерному отвалу (уширители, открылки, удлинители). Оно позво­ляет повышать эффективность работы и производительность бульдозеров в различных эксплуатационных условиях.

Рабочее оборудование с неповоротным отвалом. Бульдозерный отвал рабочего оборудования этого типа крепят к толкающим брусьям жестко или шарнирно.

Рабочее оборудование с жестким крепле­нием отвала к толкающим брусьям применяют на легких бульдозерах, монтируемых на гусеничных и колесных тракторах тяговых классов до 3. Рабочее оборудование бульдозера ДЗ-42Г подобной конструкции на гусеничном тракторе типа ДТ-75 было приведено.

Бульдозерный отвал представляет собой пространственную сварную металлоконструкцию. К лобовому листу 11 полукругло­го профиля сзади по всей длине приварены верхний и нижний пояса жесткости 13. При этом образуются листовые коробки. Верхняя и нижняя коробки связаны между собой дополни­тельным листом, что в совокупности образует опорную поверх­ность. К ней по бокам приваривают жестко два толкающих бру­са 8 и в центре — сварной кронштейн 14 для крепления гидроцилиндра 4механизма подъема и опускания оборудования.

Для повышения прочности соединений толкающих брусьев с отвалом предусмотрены вертикальные и горизонтальные тре­угольные кронштейны. В свободный конец каждого бруса вваре­на вильчатая опора 17. В консольных частях опоры сделаны сим­метричные отверстия, в которые вставлен палец 7, фиксирующий оборудование на поперечной балке 5. Сверху палец имеет голов­ку, снизу — отверстие для установки шплинта. В цилиндрическую часть опоры вставлен термообработанный опорный вкладыш 6. Вкладыш делают съемным, чтобы облегчить его замену по мере изнашивания.

Торцы отвала закрыты двумя боковыми щеками 75. Сверху к отвалу приварен козырек 12, который препятствует пересыпа­нию грунта через верхнюю кромку отвала и улучшает формиро­вание призмы материала. Для увеличения жесткости верхняя кромка козырька загнута назад и усилена тремя ребрами.

Рис. 82. Рабочее оборудование бульдозера ДЗ-42Г: а— бульдозерное оборудование, бсборочные единицы;

1 — оборудова­ние, 2 — капот, 3 — подвеска, 4 -гидроцилиндр, 5 - балка, 6 -вкладыши, 7 - палец, 8 - толкаю­щий брус, 9 - открылки, 10 – болты, 11 – лобовой лист, 12 –козырек,13 – пояса жесткости, 14 – кронштейн, 15 – щека, 16 – нож, 17 – опора, 18 – шплинт.

 

Внизу лобовой лист выступает за нижний пояс жесткости, усилен продольными косынками и таким образом образует под-ножевую плиту, на которую спереди отвала болтами с потайны­ми головками и гайками крепят три ножа 16. Так как ножи ин­тенсивно изнашиваются, то их делают съемными. В ножах сделаны два ряда отверстий.

На боковых щеках 15 выполнены посадочные отверстия для крепления съемных открылков 9 или уширителей отвала. Откры­лки специальной формы изготовлены из листа и прикреплены к щекам болтами 10 с гайками. Открылки дают возможность со­здавать перед отвалом призму волочения материала большего объема и сокращать утечку материала в боковые валики. Уши­рители используют при работе с легкими насыпными матери­алами.

Поперечная балка 5 треугольного сечения, к которой шарнир­но крепят оборудование, сварена из листового проката. Ее кре­пят в средней части трактора. В концы балки вварены цилиндри­ческие оси с кольцевыми проточками. В них вставляют опорные вкладыши 6 и пальцы 7. Благодаря этому отвал может поворачиваться на толкающих брусьях вокруг поперечной балки 5 и фиксироваться в продольном и поперечном направлениях.

Механизм подъема и опускания отвала приводится в действие от гидросистемы трактора.

В «плавающем» положении отвал под действием силы тяже­сти может занимать любой уровень, опираясь ножами на рабо­чую поверхность. Такое положение отвала используют на плани­ровочных работах задним ходом.

Силовой капот 2 представляет собой объемную металлокон­струкцию, располагаемую снаружи радиатора трактора. Капот передает нагрузку от гидроцилиндра 4 на раму трактора.

Спереди капота установлен усиленный лист, который предох­раняет переднюю решетку и радиатор трактора от случайной де­формации и разрушения при переваливании строительных обломков, крупнокусковых материалов через козырек отвала.

В рабочем оборудовании бульдозера ДЗ-37 на колесном трак­торе «Беларусь» отвал также жестко прикреплен к тол­кающим брусьям прямоугольного сечения.

Отвал 1 криволинейной формы сзади усилен балками. В ниж­ней части отвала установлены сменные ножи.

Торцы отвала закрыты боковыми щеками, в которых проде­лан ряд отверстий для крепления съемных уширителей 6. Они выполнены в виде криволинейных листов, установленных к отва­лу под углом 30° и усиленных листовыми косынками. Сзади к отвалу шарнирно присоединены три откидных рыхлительных зуба 5. При разработке грунта отвалом во время переднего хода машины зубья скользят тыльной стороной на его рабочей по­верхности; при отходе бульдозера назад они могут рыхлить грунт. Зубья сделаны съемными и могут быть демонтированы.

Толкающие брусья установлены на подрамниках 3 с по­мощью двух упряжных шарниров 4. На машине применено два подрамника, которые на болтах прикреплены к трактору. Буль­дозерное оборудование поднимают и опускают с помощью двух гидроцилиндров двойного действия 2. Одной стороной они шар­нирно закреплены на подрамниках, другой — на толкающих брусьях.

Рис. 83. Рабочее оборудование бульдозера ДЗ – 37.

1 – отвал с жесткими толкающими брусьями, 2 – гидроцилиндр, 3 – подрамник, 4 – шарнир, 5 – рыхлительные зубья, 6 – уширители.

Рабочее оборудование с шарнирным кре­плением отвала к брусьям обладает универсальностью, технологичностью изготовления и сборки, обеспечивает выпол­нение большого количества операций, повышает производитель­ность на 25...3,0% за счет изменения положения рабочего органа в вертикальной плоскости.

В рабочем оборудовании бульдозера ДЗ-110А брусья прикре­плены шарнирно к отвалу. Благодаря этому поперечный перекос его (в вертикальной плоскости) осуществляется гидравлически на угол + 12° в каждую сторону. Это позволяет более точно плани­ровать поверхность, разрабатывать более прочные и смерзшиеся материалы за счет использования углов отвала, нарезать угловы­ми ножами кюветы.

Рабочее оборудование состоит из отвала 1, двух тол­кающих брусьев 9 и 11, гидрораскоса 2, винтового раскоса 8, ме­ханизма компенсации (подкоса) 7 и двух упряжных шарниров 10, которыми оборудование крепят к рамам гусеничных тележек трактора. Шарнир представляет собой крестовину 26, к которой на двух взаимно перпендикулярных пальцах 25 шарнирно уста­новлены отвал 1 и толкающие брусья 9 и 11. Шарниры позво­ляют толкающим брусьям поворачиваться в вертикальной и го­ризонтальной плоскостях при перекосе отвала. Гидрораскос 2 и винтовой жесткий раскос 8,которые установлены в плоскостях соответственно левого и правого толкающих брусьев, удержи­вают отвал в рабочем положении. Одна сторона раскосов прикреплена к толкающим брусьям, другая — к отвалу с помощью двух пальцев б и 3. Пальцы фиксированы от поперечного смеще­ния цилиндрическими штифтами 5 со шплинтами.

Рис. 84. Рабочее оборудование бульдозера ДЗ-110А с неповоротным отвалом и гидрораскосом:

1 — отвал, 2 - гидрораскос, 3, 6, 13, 15, 25 — пальцы, 4 - кольца, 5 - штифт, 7 — подкос, 8 - раскос, 9, 11 - брусья, 10 - шарнир, 12 — кронштейн, 14 - прокладки, 16 — гайка, 17 - опора, 18 - кольцо, 19, 24 - болты, 20 - полусфера, 21 ~ втулка, 22-шайба, 23 — пресс-масленка, 26 — крестовина.

Гидрораскос 2 осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости и представляет собой гидроцилиндр двойного дей­ствия, который включен в гидросистему трактора с помощью шлангов и трубопроводов. При выдвижении штока гидрораскоса бульдозерный отвал поворачивается в поперечной плоскости на­право по ходу машины (по часовой стрелке) на угол до 12°; при втягивании его — налево на тот же угол. Упряжной шарнир вы­полнен в виде цилиндрической опоры 17, на которой закреплена сферическая втулка 21 с помощью шайбы 22 и болтов 24. Втулку охватывают две разрезные полусферы 20, одна из которых при­варена к концу толкающего бруса, другая прикреплена к втулке двумя болтами 19 с гайками. Для регулирования зазора в упряж­ном шарнире между полусферами размещены съемные проклад­ки. С целью защиты поверхностей трения от попадания абра­зивных частиц шарнир защищен резиновыми кольцами 18. Смазочный материал подается в шарнир через пресс-маслен­ку 23.

Механизм компенсации 7 представляет собой цилиндриче­скую тягу с проушинами, который одной стороной шарнирно связан с правым толкающим брусом, другой — с поперечным шарниром, размещенным в зоне продольной оси на кронштейне левого толкающего бруса 11. В кронштейне установлен палец 15 с резьбовым концом. Для облегчения сборки деталей исполь­зуют монтажные прокладки 14. Механизм компенсации обеспе­чивает устойчивость отвала в горизонтальной плоскости и по­зволяет передавать поперечные нагрузки равномерно двум толкающим брусьям.

Оборудование поднимают и опускают с помощью двух ги­дроцилиндров двойного действия. Их штоки прикреплены к от­валу шарнирно через кронштейны 12. Противоположные штокам концы гидроцилиндра присоединены к трактору.

Основные сборочные единицы рабочего оборудования буль­дозера представлены на.

Отвал представляет собой лобовой лист 2 криволинейного профиля, обеспечивающего минимальную энергоемкость копа­ния и снижающего залипание грунта. Сзади по всей длине листа приварены верхний и нижний пояса жесткости, а также соедини­тельный лист, в результате чего образуется объемная металло­конструкция. Торцы отвала закрыты боковыми щеками 8, к ко­торым приварены вертикальные ножи 1 со скошенной режущей кромкой. В щеках сделаны отверстия для крепления уширителей й открылок.

В зоне установки ножей боковая щека усилена накладкой. Нижняя часть лобового листа образует подножевую плиту, кото­рая сзади отвала подперта рядом продольных приваренных косынок.

 

Рис. 85. Основные сборочные единицы рабочего оборудования бульдо­зера ДЗ-110А:

а - отвал, б - толкающие брусья, в - жесткий раскос;

1, 6, 7 - ножи, 2 - лобовой лист, 3 - болт, 4 - шайба, .4 - гайка, 8 — щеки, 9. 10, 13 - кронштейны, 11-брус, 12 - опора, 14 - подшипник, 15 - винт, 16 - труба, 17 - патрубок, 18 - проушина, 19-стопор.

На подножевую плиту с помощью болтов 3 с потайными го­ловками, гаек 5 и пружинных шайб 4 установлены два средних 6 и два литых боковых ножа 7. Верхняя часть лобового листа переходит в козырек со скошенными краями по профилю призмы.

Толкающие брусья служат для передачи тягового усилия от трактора к отвалу. Они имеют коробчатое сечение и сварены из уголков. К передним торцам брусьев приварены литые про­ушины для крепления через крестовины к отвалу, сзади — полусферы опоры 12упряжных шарниров. Сверху на коробке брусьев приварены кронштейны для установки винтового раскоса и ги­дрораскоса. С наружной стороны балки усилены накладками, ко­торые одновременно предохраняют брусья от абразивного изна­шивания. С внутренней стороны левого бруса приварен кронш­тейн, к которому шарнирно крепят механизм компенсации.

Гидрораскос состоит из гидроцилиндра, гидрозамка, защи­щенного кожухом, и штуцеров для подсоединения к гидросисте­ме трактора.

Устройство и работа гидроцилиндра и гидрозамка рассмо­трены в § 20.

Винтовой раскос служит для механического изменения угла резания ножей в диапазоне ± 10° от среднего угла установки, равного 55°, и выравнивания отвала в прямое положение после сборки. Раскос представляет собой трубу 16, с одной стороны которой выполнено резьбовое отверстие, а с другой — вставлена свободно вращающаяся проушина 18 с шестигранником, ко­торый фиксируется от свободного проворачивания пружинным стопором 19. В резьбовую часть трубы ввернут винт 15 с голов­кой, в отверстие которой запрессован шарнирный подшипник 14.

Поверхности трения винта и проушины 18 смазываются с по­мощью масленок. Винт защищен от грязи уплотнением.

При навинчивании трубы на винт с помощью рукоятки, уста­новленной в патрубок 17, уменьшают угол резания отвала. Уве­личивая межцентровое расстояние раскоса, соответственно уве­личивают угол установки отвала. При работе на легких грунтах увеличивают угол резания, при разработке тяжелых и липких ма­териалов — уменьшают. Стружка грунта самостоятельно отде­ляется от верхнего козырька отвала в случае подбора оптималь­ного угла резания.

Рабочее оборудование бульдозера-толкача ДЗ-120 на гусенич­ном тракторе Т-130М — разновидность рассмотренной конструкции. По конструкции основных сборочных единиц рабо­чее оборудование этой машины унифицировано с рабочим обо­рудованием бульдозера ДЗ-110А.

Отличительная особенность оборудования состоит в том, что вместо винтового и гидравлического раскосов установлены два амортизатора 2. Они предназначены для гашения динамических нагрузок и снижения вредных для машиниста перегрузок, возни­кающих при толкании скреперов в начальный момент стыковки машин и в процессе набора материала при встрече с труднопрео­долимым препятствием или каменистыми включениями. Недо­статок этого оборудования заключается в том, что амортиза­торы не дают возможности осуществлять перекос отвала.

Амортизаторы представляют собой пакет резинометаллических упругих элементов 5, заключенный в корпус 6, который с помощью цилиндрического направляющего стакана 8 взаимо­действует с гильзой 9. Гильза одним концом упирается в пакет, другим — шарнирно прикреплена к толкающим брусьям.

Рис. 86. Рабочее оборудование бульдозера-толкача ДЗ-120:

а - общий вид, б - амортизатор;

1 - отвал, 2 - амортизатор, 3 - толкающий брус, 4 — гидроцилиндр, 5 — резинометаллический элемент, 6 — корпус, 7 - упер, 8 — стакан, 9 — гильза, 10 — планка, 11 - проушины, 12 — шток.

Корпус амортизатора снабжен проушинами 11 для шарнир­ного соединения с отвалом и брусьями. При повороте гильзы из­меняется межцентровое расстояние L между проушинами 11. Для регулирования межцентрового расстояния гильза выполнена с двумя внутренними резьбами (левого и правого направления) и связана с одной стороны со штоком упора 7, а с другой — с проушиной 11.

От произвольного изменения межцентрового расстояния де­тали амортизатора фиксируют планкой 10.

Резинометаллический элемент амортизатора представляет со­бой два металлических конуса, между которыми навулканизирована резина. Каждый элемент отличается небольшой жесткостью в начале хода и повышенной (более чем в четыре раза) в конце хода. Допускаемая деформация сжатия элемента 7 мм. Вслед­ствие потери части энергии на растяжение и сжатие резины обес­печивается плавная работа толкача. При выборе хода и упоре штока 12 в днище корпуса б амортизатор становится жестким. Амортизаторы собирают с предварительным натяжением резинометаллических элементов, за счет чего сохраняется устойчивое положение отвала при работе и транспортировании машины. Натяжение создают болтами с гайками, соединяющими корпус 6 амортизатора со стаканом 8. В середине отвала в месте кон­такта с буфером скрепера лобовой лист усилен накладкой.

Смотрите также:

 

 
След. >