Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Рабочее место машиниста и кабина

Рычаги и педали управления машиной, а также контрольные приборы размещены на рабочем месте трактора. Рабочее место изолировано от внешней среды герметизированной кабиной.

На тракторах и тягачах устанавливают цельнометаллическую одно - или двухместную кабину с круговым остеклением, которая оборудована системами вентиляции, отопления, охлаждения воз­духа, вибро-, тепло - и шумоизоляции. В кабине также предусмо­трены звуковой сигнал, стеклоочистители, защитные козырь­ки, электроосветительные приборы, аптечка, термос и огнету­шитель.

В кабине созданы комфортные условия для работы машини­ста в различных климатических зонах.

Для уменьшения уровня шума, снижения вибрации на рабо­чем месте и рычагах кабины делают подрессоренными и устана­вливают на резиновых амортизаторах.

Кабины некоторых тракторов («Беларусь», Т-130М) снаб­жены защитными устройствами, которые обеспечивают безопас­ность машиниста при случайном боковом опрокидывании ма­шины. Эти устройства представляют собой силовые металлокон­струкции, встроенные внутри кабины или расположенные снару­жи нее.

Рабочее место и цельнометаллическая двухместная кабина гу­сеничного трактора типа ДТ-75 расположены сзади трактора, смещены вправо по ходу движения от продольной оси машины для улучшения видимости и обзорности фронта работ. Кабина оборудована справа одной входной дверью. Для умень­шения шума, вибрации, потерь теплоты внутренние панели ка­бины обиты губчатой резиной, войлоком, водостойким картоном и искусственной кожей. Кабину на шести резиновых подушках крепят на раме трактора.

Для снижения запыленности и загазованности кабина герме­тизирована. Вентиляционно-очистительная установка принуди­тельного действия работает так. Центробежный вентилятор с электроприводом забирает свежий воздух над крышей кабины и нагнетает его в центральный очиститель, в котором происхо­дит предварительное отделение пыли. Воздух дополнительно очищается в поддоне с водой и кассете с пористым материалом. Проходя через воздухоочиститель, воздух дополнительно охла­ждается водой, испаряющейся в поддоне. В кабине установлен отопитель. Горячая вода подается в него по трубопроводу от блока пускового двигателя, а воздух нагнетается через соты ка­лорифера, нагревается и подается на обогрев стекла и к полу кабины.

В кабине трактора расположены рычаги и педали управления пусковым двигателем, основным дизелем трактора, щиток при­боров, выключатели осветительных приборов и дополнительное электрооборудование.

Для запуска основного дизеля из кабины предусмотрена си­стема управления, состоящая из выключателя 22 аккумулятор­ной батареи, валика 17 управления краном бензобака пускового двигателя, рукоятки 15 управления воздушной заслонкой карбю­ратора пускового двигателя, электрического выключателя 14 стартера пускового двигателя, рычага 16 декомпрессора дизеля, рычага 21 управления муфтой пускового двигателя и рычага 20 подачи топлива основному дизелю.

Для контроля за работой дизеля на передней панели кабины установлен щиток приборов с амперметром 4, водяным термо­метром 5, манометром 9 для измерения давления масла в транс­миссии, манометром 10 для проверки давления в дизеле. Кроме того, установлены контрольные лампы 12 выключения аккумуля­торной батареи, контрольная лампа 13, сигнализирующая о перегреве масла в двигателе, выключатели 1, 18, 19 электроос­вещения и выключатель 8 стеклоочистителя, а также переключа­тель 2 отопления и вентиляции. Температуру воды в двигателе регулируют головкой рычага 29, который управляет шторкой ра­диатора. При оттягивании головки назад шторки радиатора за­крываются и температура воды в системе охлаждения двига­теля повышается.

Рис. 78. Кабина, органы управления и контрольные приборы трактора типа ДТ-75:

1,8, 14. 18. 19, 22 - выключатели, 2 - переключатель. 3, 15 - рукоятки, 4 - амперметр, 5 - водяной термометр, б, 7, 16, 20, 21, 24, 25, 29 - рычаги, 9. 10 — манометры, 11 - кнопка выключения звукового сигнала, 12, 13 - контрольные лампы, 17 - валик управления краном. 23 - штепсельная розетка, 26-28 - педали тормоза.

К органам управления трактора относятся педаль 26 сцепле­ния, рычаг 24 переключения передач, рычаги б и 7 управления поворотом налево и направо, педали 28 и 27 управления левым и правым бортовыми тормозами, рычаг 25 управления механиз­мом отбора мощности.

Распределителем гидросистемы рабочего оборудования упра­вляют тремя рукоятками 3.

Органы управления и контрольные приборы колесного трак­тора «Беларусь» показаны.

Рис. 79. Органы управления и контрольные приборы колесного трактора типа «Беларусь»:

1 - рычаг управления сцеплением пускового двигателя, 2 - рукоятка воздушной заслон­ки карбюратора пускового двигателя, 3 - рычаг подачи топлива, 4 - рукоятка крана бензобака пусковою двигателя, 5 - маховик шторки радиатора, 6 - кнопка выключа­теля магнето пускового двигателя, 7 - кнопка звукового сигнала, 8 - контрольная лампа выключения батареи, 9 - водяной термометр двигателя, 10 - контрольная лампа ука­зателей поворота, 11 - переключатель указателя поворота, 12 - амперметр, 13 - контроль­ная лампа дальнего света. 14 — манометр пневмосистемы тормозов прицепа, 15 — переключатель ближнего и дальнего света фар, 16 - манометр двигателя, 17-рулевое колесо, 18 — тахоспидометр, 19 — контрольные лампы нагрева спирали электро­факельного подогревателя, 20 — выключатель стартера, 21 - рукоятка фиксатора рулевого колеса, 22 — рычаги гидрораспределителя, 23 — рычаг гидроувеличителя силы сцепления, 24 — рычаг механизма отбора мощности, 25 — сиденье, 26 — рукоятка управления силовым регулятором, 27 - тяга управления раздаточной коробкой, 28 — педали тор­моза, 29 - рычаг переключения передач, 30 - педаль подачи топлива, 31 - педаль сцепления, 32 - рычаг переключения понижающего редуктора, 33 - центральный переклю­чатель, 34 - рукоятка аварийной остановки двигателя.

Кабина, колесного трактора оборудована двумя дверями для бокового входа.

Для снижения утомляемости машиниста и вибрации рабочее место тракторов оборудовано удобным подрессоренным сиденьем, которое укреплено на наклонных салазках 3. Сиденье имеет подушку 2 и спинку 1. Для сохранения параллельного движения при колебаниях сиденье подвешено на параллелограммной четырехзвенной подвеске 8, кото­рая шарнирно закреплена на опоре 6. Подрессоривание дости­гается пружиной. Для гашения колебаний установлен гидравли­ческий амортизатор.

Положение сиденья по длине регулируют рычагом 4. Повора­чивая его налево, расфиксируют салазки 3, и сиденье можно под­винуть ближе или дальше от рулевого колеса в зависимости от роста машиниста. Вращением рычага 5 можно поднять или опу­стить сиденье. Поворотом винта 9 по часовой стрелке увеличи­вают жесткость пружины. Нижнее положение сиденья ограничи­вается резиновыми упорами 7. Вставляя фиксатор в один из трех пазов кронштейна 10, изменяют наклон спинки сиденья.

На одноосных тягачах МоАЗ-546П и БелАЗ-531 установлены одноместные закрытые цельнометаллические кабины с одной дверью для входа с левой стороны по ходу машины. Кабины оборудованы регулируемым по высоте и в продольном напра­влении сиденьем машиниста. Конструкция сиденья позволяет вы­брать удобный для машиниста наклон спинки. У тягача МоАЗ-546П сиденье откидывается вперед для доступа к разме­щенному под ним инструментальному ящику. Кабины оборудо­ваны отоплением, стеклоочистителем, противосолнечным козы­рьком, зеркалом заднего вида, вешалкой для одежды, плафоном освещения. Крыша и боковые стенки кабины облицованы деко­ративным материалом, а пол — противошумным ковриком. Ве­тровое и боковые стекла обеспечивают хорошую обзорность и освещенность кабины.

Кабина тягача БелАЗ-531 оборудована вентиляционным лю­ком, вентилятором на крыше и открывающимися боковыми сте­клами. В кабине тягача МоАЗ-546П с этой целью открывают ве­тровое и дверное стекла. В жаркий период времени на тягаче МоАЗ-546П можно снять фонарь (крышу с частью боковых и за­дней стенок) и дверь кабины.

Кабины устанавливают на раме тягача в четырех точках че­рез резиновые амортизаторы, снижающие ее вибрацию при ра­ботающем двигателе.

Для удобства доступа к двигателю кабина тягача МоАЗ-546П откидывается вперед.

а) показано расположение органов управления в кабине тягача МоАЗ-546П. Для остановки двигателя рукоятку 11 подтягивают на себя до отказа и удерживают в таком поло­жении до остановки двигателя, а затем возвращают в исходное положение. Рычаги 13, 14, 15 управления рабочими органами скрепера имеют три положения: вперед — опускание ковша и за­слонки, движение задней стенки назад; среднее — нейтральное; назад — подъем ковша и заслонки, выдвижение задней стенки ковша. В дополнительной коробке при движении рычага 18 впе­ред включается низшая (рабочая) ступень; назад — высшая (транспортная). На рис. 81,6 цифрами показаны номера передач, включаемых рычагом 20.

Рис. 81. Органы управле­ния одноосного тягача МоАЗ-546П:

а — расположение органов управ­ления, б — схема переключения рычага коробки передач;

1—рукоятка замка крышки инстру­ментального ящика, 2 - защелка фиксатора сиденья, 3 - кнопка звукового сигнала, 4 — педаль подачи топлива, 5 - ножной пере­ключатель света, 6 - педаль сцеп­ления, 7 — рулевое колесо, 8 — рычаг управления жалюзи ото-пителя, 9 - головка крана управ­ления стеклоочистителем, 10 - педаль ножного тормоза, 11 — рукоятка остановки двигателя, 12 — рычаг управления жалюзи радиатора, 13 — рычаг управле­ния подъемом и опусканием ковша скрепера, 14 — рычаг управления заслонкой скрепера, 15 — рычаг управления задней стенкой ковша скрепера, 16 — штепсельная розетка, 17 — рычаг управления замком капота, 18 — рычаг управления дополнительной коробкой, 19 — рычаг управления ручным тормозом, 20 — рычаг переключения коробки передач.

Смотрите также: