Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Приемы производства земляных работ

Бульдозеры выполняют операции следующим образом. По­слойную разработку и перемещение материалов производят при расстоянии транспортирования 50... 150 м. Большие расстояния перемещения экономически выгодны для тяжелых бульдозеров. При поверхностной разработке грунтов и полезных ископаемых характерны челночные движения машины, чередующие рабочий ход и отъезд назад порожняком. Грунт целесообразно набирать и перевозить по одному проходу с образованием боковых вали­ков, траншейным способом, спаренной работой бульдозеров, образованием нескольких призм. В легких грунтовых условиях применяют дополнительное сменное оборудование бульдозера (открылки, уширители, удлинители).

Возведение насыпей осуществляют двумя способами: попе­речными проходами из резерваи продольными одно­сторонними движениями машины.

При поперечном перемещении грунта из резервов целесо­образно использовать траншейный способ разработки материа­лов и спаренную работу нескольких машин. Первые призмы по­дают в центр насыпи, последующие — ближе к ее краям.

Призмы волочения укладывают вприжим. Подъемы откосов насыпи, по которым подается грунт, не должны превышать 30%. При больших подъемах насыпи работа неэффективна.

Рис. 137. Основные земляные бульдозерные работы.

Смотрите также:

 

 

Продольными движениями бульдозера в направлении про­дольной оси насыпи целесообразно подавать грунт под уклон. Высота насыпи в этом случае может быть до 4...5 м.

Разработку выемок производят продольными двусторонними проходамии поперечными ходами. Продольный двусторонний способ обеспечивает большую про­изводительность бульдозеров. Его применяют при небольшой протяженности выемок и в случаях, когда грунт, вынутый из вы­емки, полностью укладывают в прилегающие насыпи. Попе­речный способ разработки выемки применяют, когда излишки грунта укладывают в кавальеры вдоль будущего полотна дороги.

Отрывку каналов, ирригационных сооружений, траншей, кот­лованов производят поперечными ходами бульдозера с посте­пенным смещением машины вдоль сооружений. Грунт укладывают в кавальеры по всей протяженности каналов, создавая с обеих сторон валы земли. Разрабатывают грунт в па­раллельных траншеях глубиной не более габаритной высоты ма­шины. Расстояние между траншеями до 0,4...0,6 м. После отры­вки разрушают межтраншейную перемычку. В этом случае эффективна групповая работа машин спаренными параллельны­ми ходами.

Планировочные работы проводят на ровной поверхности, сре­зая небольшие бугры и засыпая впадины, ямы, овраги. Большие впадины засыпают с соседних косогоров продольными прохода­ми. Последние проходы делают со смещением на V4 ширины отвала, чтобы исключить появление боковых вали­ков. После грубой передней планировки целесо­образно провести отделку поверхности при заднем ходе бульдо­зера и «плавающем» положении отвала. Для большей точности целесообразно применять взаимно перпенди­кулярные проходы бульдозеров.

Пробивку террас и полок на косогорах осуществляют бульдо­зерами с неповоротными и поворотным отвалами. Наиболее эффективен и безопасен способ перемещения грунта с косогора в полунасыпь поперечными проходами машины под уклон. Его применяют при пологих склонах косогоров. При больших углах наклона косогоров используют продольный спо­соб. В этом случае отвал бульдозера, установленный с перекосом, пробивает сначала проход 1, затем 2, 3, 4 и 5. Рабо­та продольными проходами более производительна, однако не­обходимо проявлять особую осторожность, так как возможно поперечное сползание или опрокидывание машины по склону. Поэтому в целях безопасности проведения работ учитывают по­перечную устойчивость бульдозера.

Рис. 138. Разработка косогоров буль­дозером.

 

Рис. 139. Засыпка траншей бульдозе­рами:

а — с неповоротным отвалом, 6 - с пово­ротным отвалом;

1 - насыпь грунта, 2 — траншея.

Засыпку траншей производят бульдозерами с неповоротным или поворотным отвалом. Эту операцию выполняют прямыми проходами, перпендикулярными оси тран­шеи, или косыми движениями под некоторым углом к ней.

Бульдозер с неповоротным отвалом краем захватывает часть грунта из насыпи и перемещает его в траншею. Если глубина траншеи 1,5 м и более, то грунт ссыпают через одну или две призмы, чтобы не допускать обвала стенок траншеи и сползания в нее бульдозера. После первого прохода бульдозер смещается при заднем ходе и операция повторяется.

У бульдозера с поворотным (более широким) отвалом его устанавливают под углом направо к продольной оси машины и косыми ходами под углом 30...40° сталкивают грунт в тран­шею. Применение бульдозеров с поворотным отвалом на этой работе более эффективно, так как грунт частично смещается в сторону при сталкивании.

Толкание скреперов осуществляют бульдозеры при наборе грунта и выходе груженого скрепера из забоя с боль­шим уклоном подъездных путей (см. § 33).

Погрузку грунта в транспорт с эстакады про­изводят преимущественно в песчаных карьерах. Эстакаду устраи­вают в траншее, отрытой бульдозером. Продольными ходами бульдозер подвигает материал к бункеру эстакады и загружает самосвалы. Бульдозер работает через одну или две призмы, чтобы не вызвать обвала эстакады. Погрузка грунта в транс­порт с лотка показана.

Валку деревьев осуществляют упором макси­мально поднятого отвала в ствол.

Корчевку пней можно осуществлять прямым отвалом или отвалом с перекосом. Сначала наибольшим заглу­блением отвала средними или угловыми ножами подрезают кор­ни пня и раскачивают его повторными включениями муфты сце­пления. Затем одновременным поступательным движением ма­шины и подъемом рабочего оборудования выкорчевывают пень. Аналогичным образом удаляют из земли крупные камни и ва­луны, частично находящиеся на поверхности.

Срезку кустарника и мелколесья производят прямым отвалом, опущенным в грунт на глубину 10...20 см, при поступательном движении вперед всего бульдозера. По мере на­копления кучи кустарников, корней, мелких деревьев пово­ротным движением перемещают в сторону от очищаемой трассы.

Снегоочистку выполняют для содержания ав­томобильных дорог в хорошем состоянии. Наиболее эффективен в этом случае бульдозер с поворотным отвалом с косопоставленным рабочим органом.

Бульдозеры-рыхлители разрушают скальные и мерзлые по­роды под воздействием двух сил: сжатия зубом и разрыва мас­сива наконечником и стойкой. Лучше всего рыхлить этими маши­нами трещиноватые и слоистые породы: известняки, песчаники, сланцы, фосфориты, бурые и каменные угли.

Показаны четыре оптимальные схемы рыхления: продольно-кольцевая, спиральная, челночная со смещением, про­дольно-поперечная.

Рис. 140. Схемы рыхления грунтов:

а— продольно-кольцевая, б — спиральная, в—чел­ночная со смещением, г— продольно-поперечная.

Выбор схемы рыхления зависит от прочности и природы раз­рабатываемых пород.

При рыхлении грунтов IV категории и прочных пород целе­сообразно работу машин организовывать по продольно-кольце­вой и спиральной схемам, так как они обеспечивают наиболь­шую производительность машины. Челночную и продольно-по­перечную схемы применяют при рыхлении скальных пород и вечномерзлых грунтов. Последнюю схему используют, когда необходимо получить разрыхленную породу меньших размеров. Ее дополнительно дробят гусеницы трактора.

Площади мерзлых грунтов разрабатывают послойно на мак­симально возможную глубину.

При глубине промерзания пород 50...70 см можно рыхлить массив тремя зубьями. Если глубина разработки пород больше, то одним зубом за два или три прохода с глубиной рыхления 30...40 см за каждый цикл. При работах на мерзлых породах си­ла тяги машины снижается на 35...45% за счет уменьшения коэффициента сцепления ходовой части с грунтом.

Грунты рыхлят на рабочей передаче трактора со скоростью 0,9...2,7 км/ч. По окончании рабочего цикла выглубляют рыхли­тель и проверяют наличие съемного наконечника. При утере на­конечника можно повредить носок стойки и он не будет удержи­вать наконечник. В этом случае стойку заменяют.

Рис. 141. Способы разработки грун­тов и добычи полезных иско­паемых :

а—траншейный с подачей в авто­транспорт погрузчиком, б - под уклон с погрузкой из штабеля в транспорт экскаватором, с— двумя бульдозерами-рыхлителями с отсыпкой и из отвала в автотранспорт погрузчиком;

1 — буль­дозер-рыхлитель; 2— погрузчик, 3— ав­тотранспорт, 4— экскаватор.

Разрыхленные грунты и породы убирают землеройно-транспортными машинами. Наиболее эффективна разработка про­чных, мерзлых пород и полезных ископаемых бульдозером-рых­лителем.

Существует несколько рациональных схем организации ра­боты бульдозера-рыхлителя в сочетании с погрузчиками и экска­ваторами.

При разработке массива траншейным способом бульдозер-рыхлитель 1 послойно рыхлит породу на дне траншеи. Затем бульдозерным оборудованием при поднятом рыхлителе порода перемещается в штабель челночными движениями ма­шины. Из штабеля одноковшовым погрузчиком 2 раздробленный материал погружается в автотранспорт 3 и отвозится к месту складирования или переработки.

Более рациональна схема разрыхления и уборки пород буль­дозером под уклон. Штабель материала образуют у подошвы уклона. Из штабеля экскаватор или погрузчик загру­жает породу в автотранспорт. Производительность агрегата в этом случае выше.

Чтобы согласовать производительность погрузочных средств, иногда применяют два бульдозера-рыхлителя, ко­торые сначала продольно-поперечными ходами рыхлят дно траншеи, а затем один бульдозер подает материал к месту скла­дирования, а другой заталкивает его в штабель, из которого по­грузчик забирает породу и заполняет автотранспорт.

При добыче полезных ископаемых открытым способом применяют комплексный отряд машин, в который входят 3...5 бульдозеров-рыхлителей, экскаватор или погрузчик и не­сколько самосвалов. Чтобы не было простоев, один бульдозер-рыхлитель 3 только рыхлит площадку. Несколько бульдозеров 2 параллельно сдвигают разрыхленную пустую породу 4 в шта­бель, из которого экскаватор 1 загружает ее в автотранспорт 4и транспортируется в отвал. После уборки пустой породы анало­гичным способом разрабатывают полезные ископаемые.

Рис. 142. Добыча полезных ископаемых открытым способом с предваритель­ным рыхлением:

1 — экскаватор или погрузчик, 2 — бульдозеры, 3 - бульдозер-рыхлитель, 4 — пустая порода, 5 — автотранспорт, 6 — полезные ископаемые.

 
< Пред.   След. >