Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Особенности эксплуатации бульдозеров и бульдозеров-рыхлителей в различных грунтовых и климатических

Почвенно-геологические и климатические условия нашей страны отличаются большим разнообразием. Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители эксплуатируют на увлажненных, не­связных, глинистых грунтах, скальных породах, добыче руд, по­лезных ископаемых, золотоносных песков, при разработке смерз­шихся и вечномерзлых грунтов.

На увлажненных и несвязных грунтах эксплуатация затрудне­на в связи с их уменьшенной несущей способностью, повы­шенным сопротивлением перекатыванию, снижением коэффи­циента сцепления с грунтом и соответственно силы тяги бульдозеров. При положительной наружной температуре рыхли­тель снимают, так как грунты легко можно разрабатывать буль­дозерным отвалом. Демонтаж рыхлителя снижает массу ма­шины, в связи с чем сокращаются потери на перекатывание.

Отвал бульдозера наполняют на 2/3 высоты.

Характерный признак перегрузки отвала — это буксование гу­сениц и колес. Так как несущая способность грунтов и сопроти­вление сдвигу ниже, то почвозацепы гусениц и шин при меньшей силе тяги срывают уплотненные участки почвы и движители бук­суют. Другой причиной буксования является резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя. Во время буксования почва быстро выбирается из-под гусениц и трактор опи­рается на корпус заднего или ведущего моста. Не следует также резко изменять частоту вращения коленчатого вала двигателя во избежание буксования гусениц и колес. При буксовании ходовой части бульдозера выжимают сцепление, включают заднюю пере­дачу, поднимают отвал и задним ходом выезжают из образовав­шейся колеи. Застрявший бульдозер вытаскивают на буксире. Ес­ли предварительно вывесить машину на отвале и положить в образовавшуюся колею подсобные материалы (доски, бревна), то бульдозер может выехать самостоятельно.

Бульдозер не должен работать по одному и тому же следу. При разработке траншей и котлованов их ширина должна быть в два раза больше ширины отвала. Нельзя использовать бульдо­зеры, у которых износились гребни траков или почвозацепы шин. Изношенные детали ходовой части заменяют новыми.

При движении задним ходом грунт разрабатывают и переме­щают на первой передаче.

На заболоченных участках можно работать только бульдозе­рами, базовыми машинами которых служат тракторы болотных модификаций с уширенными гусеницами и удельным давлением на грунт 0,02...0,03 МПа.

Бульдозеры широко эксплуатируют при разработке мерзлых грунтов и в условиях низких температур. В зимних условиях ре­зко изменяются свойства материалов. Металлоконструкции и ре­зиновые уплотнения становятся хрупкими, смазочные материалы густеют, затрудняется запуск двигателей и увеличивается интен­сивность их изнашивания, охлаждение топлива ухудшает его во­спламенение, качество распыла и приводит к потере мощности двигателя, расход топлива увеличивается, емкость аккумуля­торных батарей падает и ухудшаются условия работы электриче­ской системы бульдозера, загустевшая рабочая жидкость приво­дит к снижению четкости управления рабочим оборудованием. Кроме того, ухудшаются условия труда водителя за счет сниже­ния температуры в кабине, ухудшения видимости рабочих орга­нов и фронта работ через замороженные стекла, увеличиваются усилия на рукоятках и педалях управления, снижается точность управления машиной, увеличивается количество отказов.

Для работы в условиях холодного климата используют буль­дозеры, которые изготовлены из специальных сталей и резино­технических материалов. В индексы этих машин добавляют буквы ХЛ, например бульдозер ДЗ-129ХЛ.

При эксплуатации бульдозеров в условиях низких температур соблюдают следующие правила. До наступления холодного пе­риода в соответствии с инструкцией по эксплуатации в агрегаты заливают масло зимних сортов, а в систему охлаждения двигате­ля — антифриз, увеличивают плотность электролита в аккумуля­торных батареях до 1,31 и утепляют его пенопластом, прове­ряют работу гидросистемы, отопительных приборов, уплотнения кабины, подтягивают все соединения.

Подготовка топливной системы заключается в промывке ба­ков, сливе отстоя из фильтров, отстойников для удаления влаги, регулирования топливной аппаратуры и форсунок, утепления ба­ков, фильтров и топливопроводов. Чтобы конденсат не собирал­ся на внутренних стенках топливных баков и отстойников, их утепляют обмазками, листами асбеста, чехлами из парусины и ватина. Применяют только зимнее топливо (3 или А), которое обязательно сливают после работы.

Перед заправкой смазочной системы материалами зимних со­ртов ее промывают, прочищают фильтры, отключают радиаторы.

Трансмиссию промывают дизельным топливом и заливают маслом зимних сортов. Затем проверяют работу бортовых фрик­ционных муфт и тормозов гусеничных машин и рулевого упра­вления у колесных.

Для улучшения теплового баланса двигателя устанавливают утеплительный чехол на его капот, закрывают передние шторки и перед решеткой радиатора дополнительно устанавливают лист железа или фанеры. На зиму снимают вентилятор.

Кабину утепляют, подводят теплый воздух из подкапотного пространства для обогрева стекол, готовят антиобледенитель стекол (раствор из 30% соли и 70% глицерина). Целесообразно изнутри устанавливать накладные стекла из плексиглаза, ко­торые наклеивают резиновым клеем на резиновую прокладку. Щели в полу и дверях заделывают войлоком, на рукоятки упра­вления надевают войлочные чехлы. К стенкам кабины прикре­пляют тканевые утеплители, уменьшающие потери теплоты в окружающую среду.

Перед эксплуатацией машины предварительно обогревают кабину электропечами мощностью 2...2,5 кВт. При этом надо соблюдать правила электробезопасности.

Кабину постоянно обогревают отопителем. Иногда выхлоп­ную трубу пропускают через кабину для дополнительного ис­пользования теплоты выхлопных газов. Возможен ее подвод от радиатора с помощью трубы.

Запуск двигателя в зимнее время требует большого внимания от машиниста. Применяют три системы запуска: холодный, при постоянном подогреве и с предпусковым подогревателем.

Холодный запуск выполняют при температуре — 30 °С с при­менением эфирных пусковых жидкостей, впрыскиваемых в рас­пыленном состоянии во всасывающий трубопровод двигателя. Для карбюраторных двигателей применяют пусковую жидкость «Арктика», для дизельных — «Холод Д-40».

Постоянный подогрев используют на стоянках, для чего по­ток горячего воздуха нагнетается вентилятором по воздуховоду к механизмам машины. Возможен подогрев масла и рабочей жидкости электрическими тенами, которые получают питание от электросети.

Предпусковой подогрев осуществляют с помощью котлов, которые работают на бензине или дизельном топливе. Бензиновый пусковой подогреватель ПЖБ-400 применяют для разогрева двигателей тракторов Т-130М. Его устанавливают на двигатель перед зимней эксплуатацией.

Рис. 143. Предпусковой подогреватель ПЖБ-400:

1 — кронштейн, 2 - котел, 3 - горелка, 4 - свеча накаливания, 5 - бензопровод, 6 - вентилятор, 7 - бензопровод, 8 - клапан, 9 - трубопровод, 10 - труба, 11 — сливной кран.

Подогреватель представляет собой котел 2, который прикре­плен с помощью кронштейна 1 к, дизелю. К котлу подведена го­релка 3, в которую воздух нагнетается вентилятором 6. Первона­чально воздух нагревается свечой накаливания 4. Бензин подается через электромагнитный клапан 8 и бензопровод 7 из бачка пускового двигателя. Котел подогревает охлаждающую жидкость двигателя и по трубопроводу 9 она поступает в систе­му охлаждения. Жидкость заливают через трубу 10, сливают с помощью крана 11. Одновременно горячими газами подогре­ваются масляный картер двигателя и дизельное топливо.

При работе на мерзлых грунтах используют бульдозер-рых­литель, благодаря чему увеличиваются масса и сила тяги ма­шины. Так как при низких температурах затрудняется управле­ние механизмами и агрегатами за счет оседания и снижения температуры конденсата в шарнирных и подвижных соедине­ниях, то необходимо плавно выполнять рабочие операции, чтобы избежать разрушения сварных швов и металлоконструкций. Ре­комендуют чаще очищать ходовую часть от намерзшего льда и грунта, чтобы не поломать механизм натяжения, опорные и направляющие катки.

Снегозадержание на сельскохозяйственных полях и вдоль до­рог осуществляют одиночными проходами бульдозеров, после чего остаются уплотненные снежные валы.

Снегоочистку дорог выполняют бульдозерами с поворотным отвалом в сочетании с роторно-винтовыми снегоочистителями. Последовательность очистки приведена.

Снег отвалом бульдозера отгребают от оси дороги к перифе­рии, а затем отбрасывают снегоочистителем на обочину. Анало­гичным образом очищают и другую полосу. Если нет снегоочи­стителя, то проходы бульдозера по одной полосе повторяют и снег отбрасывают ближе к кювету дороги.

В условиях жаркого климата следят за тем, чтобы в смазоч­ной системе двигателя, сборочных единиц трансмиссии, элемен­тах ходовой части, гидросистемы были залиты материалы летних сортов, которые отличаются большей несущей способностью и лучшими смазочными свойствами. Боковые капоты и шторку радиатора двигателя снимают, чтобы он не перегревался. Систе­матически промывают систему охлаждения, так как собираю­щиеся там ржавчина и шлам ухудшают тепловой режим двигате­ля. Особенно следят за уровнем воды в радиаторе.

В двигатель заливают топливо летних сортов. Для улучшения микроклимата в кабине следят за работой вентилятора. Пере­днюю стенку кабины и крышу с внутренней стороны закрывают дополнительно теплоизоляцией, чтобы теплота от двигателя и прямые лучи солнца проникали во внутреннее пространство ка­бины ограниченно.

Рис. 144. Снегозадержание (а) и снегоочистка (6), вы­полняемые бульдозером.

Смотрите также:

 

 
< Пред.