Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Реле-регулятор

Реле-регулятор устанавливают в комплекте с генератором Г306-Г и аккумуляторной батареей. Контактно-транзисторный реле-регулятор РР-362 (рис. 73) предназначен для автоматическо­го поддержания заданного уровня напряжения и защиты регули­рующего органа — транзистора в аварийном режиме при корот­ком замыкании в цепи.

Реле-регулятор РР-362 состоит из регулятора напряжения 1, реле защиты 2, диодов 3 и транзистора 4.

Транзистор состоит из трех выполненных из полупроводни­ков электродов: эмиттера Э, базы Б и коллектора К. Транзистор включен в цепь возбуждения генератора и может быть в откры­том или закрытом состоянии. В открытом транзисторе сопротивление между электродами Э, Б, К очень мало, и в обмотке воз­буждения генератора протекает ток. При закрытом транзисторе сопротивление увеличивается в несколько сотен раз и сила тока в обмотке возбуждения генератора практически равна нулю.

Регулятор напряжения работает так. В нерабочем состоянии контакты 7, 10 регулятора RH и реле РЗ разомкнуты и транзи­стор Т закрыт. При включении цепи зажигания ВЗ замыкается цепь базы Б. Путь тока в цепи базы транзистора: положи­тельный вывод батареи — вывод ВЗ — диод обратной связи Д1 — эмиттер Э — база Б — сопротивление базы R5 — масса М — отри­цательный вывод батареи.

Вследствие прохождения тока между эмиттером и базой транзистора резко снижается сопротивление переходов эмит­тер — коллектор (Э — К) и транзистор открывается, включая цепь обмотки возбуждения ОВ генератора.

Путь тока в цепи О В генератора при этом будет: положи­тельный вывод батареи — вывод ВЗ — диод обратной связи Д1 — эмиттер Э — база Б — коллектор К — последовательная обмотка ПО реле РЗ — выводы Ш — обмотка О В генератора — масса М — отрицательный вывод батареи.

Ток обмотки ОВ создает сильное магнитное поле ротора, при вращении которого в обмотке статора индуктируется большая э. д. с, поэтому генератор возбуждается до рабочего напряжения даже при низкой частоте вращения вала двигателя, заряжая акку­муляторную батарею.

При работе генератора цепь базы и обмотка ОВ питаются то­ком от кремниевых диодов КД выпрямителя.

Рис. 73. Реле-регулятор РР-362: а- конструкция, б - электрическая схема;

1 - регулятор напряжения РН, 2 - реле защиты РЗ, 3 - диоды, 4- транзистор Т, 5,8- сердечники, 6,9- якорьки. 7, 10-контакты, 11—ярмо.

Одновременно ток проходит также по обмотке регулятора РН следующим путем: зажим выпрямителя +5—вывод ВЗ — диод Д1 — сопротивление Ry — обмотка регулятора РН — сопро­тивление RTK — масса М — отрицательный вывод выпрямителя — В. Если напряжение генератора меньше регулируемой вели­чины, контакты 7 регулятора РН разомкнуты. С увеличением на­пряжения генератора возрастает сила тока в обмотке, усиливает­ся намагничивание сердечника 5. При напряжении 13,5... 15 В якорек 6 притягивается к сердечнику 5 и контакты 7 замы­каются.

В момент замыкания контактов регулятора РН закрывается транзистор, так как база Б транзистора соединяется с положи­тельными выводами батареи и выпрямителя, а в цепь обмотки ОВ включается добавочное Кд и ускоряющее Ry сопротивления. Путь тока в цепи при этом будет: вывод + В — вывод ВЗ — диод Д1 — сопротивления Ry и Ra— обмотка ПО— выводы III — об­мотка ОВ — вывод — В.

Вследствие увеличения сопротивления сила тока возбуждения уменьшается и напряжение генератора понижается, что вызывает ослабление намагничивания сердечника 5 и размыкание контак­тов 7. В этот момент открывается транзистор, увеличивается си­ла тока в обмотке ОВ и напряжение генератора снова увеличи­вается до рабочей нормы.

Преимущество таких реле-регуляторов — исключение окисле­ния и изнашивания контактов регулятора РН, потому что через них проходит только ток управления транзистором, который в 15 раз меньше тока возбуждения генератора.

Работа реле защиты РЗ сводится к автоматической защите транзистора от большой силы тока при случайном замыкании выводов Ш и обмотки ОВ на массу.

В реле РЗ обмотка ПО последовательно включена в цепь об­мотки ОВ генератора. Кроме того, включаются вспомога­тельные обмотки — встречная ВО и удерживающая УО. Встреч­ная обмотка ВО соединена с массой и включена параллельно обмотке возбуждения ОВ генератора.

При нормальной работе генератора ток от выпрямителя идет через обмотку ПО, а затем разветвляется на две параллельные ветви — в обмотку возбуждения генератора и в обмотку ВО — ре­ле защиты. Так как направления тока в витках Обмоток ВО и ПОпротивоположны и одинаковые магнитные потоки их дей­ствуют встречно, то сердечник 8 не намагничивается и контакт 10 размыкается.

В случае замыкания выводов Ш генератора или реле-регуля­тора на массу обмотка ОВ обоими концами подключается к мас­се, что исключает возбуждение генератора. При этом в течение 2...3 с ток из батареи через диод Д1, а затем транзистор прохо­дит по обмотке ПО и через замкнутый вывод III возвращается в батарею. Это повышает силу тока в обмотке ПО и магнитный поток в сердечнике 8. Кроме того, замыкание на массу вывода Ш закорачивает обмотку ВО, так как оба ее конца соединяются с массой и тока в ней нет. В результате магнитный поток сердеч­ника 8, создаваемый обмоткой ПО, резко возрастает и при силе тока 3,2...3,6 А контакт 10 замыкается.

В этот момент база Б транзистора через контакт 10, ярмо 11, соединительные проводники, затем вывод ВЗ соединяется с поло­жительным выводом батареи, что вызывает резкое возрастание сопротивления между эмиттером Э и коллектором К.Транзи­стор закрывается и сила тока снижается.

При замкнутых контактах реле РЗ удерживающая обмотка УО подключается к источникам тока через контакты. Так как магнитные потоки ее и обмотки ПО действуют в одном напра­влении, то намагничивание сердечника 8 возрастает, способствуя замыканию контактов 10.

В реле-регуляторе регулируют зазоры между якорем и сер­дечником и между контактами (табл. 1).

Таблица 1. Зазоры реле-регулятора при разомкнутых контактах.

Наименование

реле

Зазор, мм

между якорем

и сердечником

между

контактами

Реле напряжения

1,4 …1,5

0,25…0,3

Реле защиты

1,2…1,3

0,7…0,8

Регулируют зазоры, перемещая держатель контакта и подги­бая ограничитель хода якоря или натягивая (ослабляя) пружину за счет того, что подгибают хвостовик, на котором закреплен ее конец. Так как реле находится под напряжением, то касание кор­пуса металлическим инструментом вызывает короткое замыка­ние.

На тракторе Т-130М реле-регулятор Я-112Б встроен в генера­тор переменного тока и автоматически поддерживает напряже­ние в заданных пределах.

Смотрите также:

 

 
< Пред.   След. >