Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Устройство базовых машин

Базовые тракторы и тягачи со­стоят из двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы упра­вления, гидросистемы и вспомогательного оборудования.

Двигатель преобразует химическую энергию сгорающего топлива в механическую энергию. Трансмиссия преобразует энер­гию двигателя и передает ее гусеничным или колесным движите­лям трактора. Ходовая часть изменяет вращательное движение ведущей звездочки или колеса в поступательное движение трак­тора или тягача. Системы управления, воздействуя на ходовую часть, изменяют направление движения трактора, останавливают или затормаживают его. К ним относятся механизм поворота для гусеничного трактора, рулевое управление для колесных машин и тормоза. Гидросистема обеспечивает управление рабочим оборудованием бульдозера, рыхлителя, скрепера. К вспомога­тельному оборудованию относят кабину, электрооборудование, пневмосистему и т. п.

Рис. 9. Компоновка гусеничного трактора типа ДТ-75М с передним распо­ложением двигателя и задней кабиной:

1 - двигатель, 2 — капот двигателя, 3 — воздухозаборник, 4 - кабина, 5 - рабочее место, б — цепь, 7 - конечный редуктор. 8 - звездочка, 9 - задний мост, 10 - эластично-балансирная каретка, Л -каток, 12 — коробка передач, 13 - вал, 14 - муфта сцепления, 15 — рама, 16 - направляющее колесо, 17 - гидронасос, 18 - радиатор, 19 - выхлопная труба

Различают две компоновки базовых тракторов.

Тракторы с передним расположением дви­гателя и рабочим местом сзади характеризуются тремя преимуществами: энергия от двигателя к ведущим элемен­там ходовой части передается кратчайшим путем с наибольшим к. п. д.; с рабочего места можно наблюдать за задними орудия­ми (рыхлителем и ковшом скрепера); обеспечен необходимый доступ к основным механизмам трактора для обслуживания и ремонта.

Тракторы с передним расположением двигателя могут быть цельнорамной и безрамной конструкций.

Гусеничные тракторы Т-130М, ДЭТ-250М, ДТ-75М выполняют цельнорамной конструкции.

Двигатель 1 установлен в передней части рамы по ходу ос­новного рабочего движения трактора. Снаружи двигатель защи­щен легкосъемным ограждением (капотом) 2.

Воздухозаборник 3 и выхлопная труба 19 выведены через верхнюю крышку капота. Спереди установлен силовой капот для защиты радиатора от внешних повреждений и крепления гидро­цилиндров подъема — опускания бульдозерного оборудования.

За двигателем расположена трансмиссия трактора.

Механическая трансмиссия состоит из муфты сцепления 14, соединительного вала 13, коробки передач 12, заднего ведущего моста 9. Вместо вала может быть установлен реверс-редуктор. В гидромеханической трансмиссии вместо муфты установлен гидротрансформатор.

Рис. 10. Компоновка колес­ного трактора типа «Бела­русь» с передним размеще­нием двигателя и задней кабиной:

а — схема расположения основ­ных сборочных единиц, б — общий вид; 1 — двигатель, 2,7 — передний и задний мосты, 3, б — переднее и заднее колеса, 4 — муфта сцепления, 5 — коробка пе­редач, 8 — конечная передача, 9 — тормоз, 10 — дифференциал, 11 — главная передача, 12 — руле­вое управление, 13 — кабина, 14 — воздухозаборник, 15 — вы­хлопная труба, 16 — капот.

В электрической трансмиссии двигатель вращает генератор, а генератор передает электрический ток тяговому электродвига­телю, который приводит в действие задний ведущий мост.

Задний ведущий мост включает в себя главную передачу (ко­ническую пару), системы управления поворотным движением трактора, тормоза, два конечных редуктора 7 и две ведущие звездочки 8, которые приводят в движение гусеничные цепи 6.

Гусеницы расположены справа и слева рамы трактора и обо­рудованы направляющими колесами 16 с механизмом натяже­ния, а также каретками 10 с опорными катками 11 и верхними катками, поддерживающими гусеничную цепь. Направляющие колеса 16 с механизмом натяжения расположены спереди тракто­ра и обеспечивают натяжение гусениц. Натяжение осуществляют механическим (винтовой парой) или гидравлическим способом.

Сзади двигателя в кабине размещено рабочее место 5, на ко­тором расположены сиденье машиниста, рычаги управления дви­гателем, муфтой сцепления, коробкой передач, поворотом и тор­мозами трактора, а также гидрораспределителем. На рабочем месте установлен щиток с приборами. Кабина 4 имеет круговое остекление для наблюдения за дорогой и положениями рабочего оборудования, боковые входные дверки, систему отопления и вентиляции. В кабине находятся аптечка, огнетушитель, тер­мос, инструментальный ящик.

Рис. 11. Схема компоновки гусе­ничного трактора с задним раз­мещением двигателя и передним рабочим местом:

1 — двигатель, 2—гидротрансфор­матор, 3- карданные валы, 4—ра­бочее место, 5 — коробка передач, б - рама, 7 - направляющее колесо с натяжным механизмом, 8— опорный каток, 9- гидронасос, 10- гусени­ца, 11 - звездочка, 12- конечный ре­дуктор, 13-главная передача.

Для управления навесным и прицепным оборудованием в тракторе использован гидропривод. Гидронасосы 17 получают вращение непосредственно от двигателя спереди или сзади через дополнительный редуктор. Передние, боковые и задние гидроци­линдры рабочего оборудования подключены к гидросистеме трубопроводами.

Сзади или сбоку, реже внутри кабины, размещают топливные баки с уровнемером и заливными фильтрами для питания ди­зельных двигателей. Вместимость баков рассчитана на 1,5...2 смены работы трактора при средней загрузке. Средние и тя­желые тракторы оборудованы системами для самоъаправки топлива.

К корпусу заднего моста прикреплено прицепное устройство для буксировки скреперов. Спереди установлен буксирный крюк.

Электрооборудование предназначено для пуска двигателя и работы трактора в ночное время.

На гусеничных тракторах ДЭТ-250М рабочее место с кабиной находятся посередине машины. Эта компоновка обеспечивает одинаковую видимость передних и задних навесных и прицепных орудий.

Колесные тракторы выпускают безрамной конструкции. К двигателю 1 через фланец присоединена муфта сцепле­ния 4, к которой крепят коробку передач 5 и задний ведущий мост 7.

Ведущий мост состоит из главной передачи 11, дифференциа­ла 10, тормозов 9, конечных передач 8, которые передают враще­ние задним ведущим колесам 6. Спереди трактор опирается на передний поддерживающий или ведущий мост 2 с колесами 3. Передний мост крепят шарнирно к подрамнику двигателя для трехточечной подвески ходовой части. Это дает возможность всем четырем колесам находиться в постоянном контакте с рабо­чей поверхностью.

Двигатель оборудован откидным капотом 16. Воздух в ци­линдры двигателя всасывается через воздухозаборник 14. Отра­ботавшие газы выходят в атмосферу через выхлопную трубу 15.

Сзади трактора расположена кабина 13 с рабочим местом.

В отличие от гусеничного трактора колесные базовые ма­шины снабжены рулевым управлением 12, которое воздействует на передние колеса. Поворачивая их с помощью рулевого колеса

и рулевого механизма налево и направо, управляют движением машины. Задние и передние колеса оборудованы защитными щитками. По подобной схеме выполнены легкие колесные трак­торы типа «Беларусь», применяемые для работы с бульдозерным оборудованием.

Тракторы с задним расположением двига­теля и передним рабочим местом применяют огра­ниченно.

Рис. 12. Компоновка одноосного тягача:

а- общий вид тягача, б-схема; 1 - рама, 2 - гидробак, 3-гидроцилиндр управ­ления поворотом, 4— седельно-сцепное устройство, 5 — выхлопная труба, 6 — гидрораспределитель управления рабочим оборудованием скрепера, 7 — кабина, 8— сиденье машиниста, 9 - рулевая колонка, 10- радиатор, 11 - двигатель, 12— воздухоочиститель, 13- коробка передач, 14 - карданная передача, 15- подвеска, 16 - ведущий мост

На гусеничных тракторах Т-ЗЗО двигатель 1 приво­дит в действие гидротрансформатор 2. С помощью центрально­го карданного вала 3 крутящий момент передается коробке пере­дач 5, которая расположена в передней части трактора. От коробки передач бортовыми карданными валами 3 раздельно приводятся в действие главные передачи 13, конечные редукто­ры 12 и ведущая звездочка 11. Звездочки передают вращение гу­сеницам 10. Гусеницы установлены на тележках, на которых за­креплены направляющие колеса 7, опорные 8 и поддерживающие катки.

В тракторе нет заднего ведущего моста. Механизм управле­ния поворотом и тормоза расположены в коробке передач. Такие компоновочные системы называют системами с раздельным при­водом гусениц. Комбинируя включение различных передач в ко­робке, обеспечивают одинаковую частоту вращения ведущих звездочек (поступательное движение трактора назад или вперед), различную частоту их вращения (поворотное движение машины вперед или назад) и противоположное направление вращения гу­сениц с одинаковой частотой (поворот на месте вокруг центра масс).

С рабочего места 4 хорошо видны фронт работ и переднее бульдозерное оборудование, плохо видны задний рыхлитель и прицепной скрепер. Существенный недостаток этой компонов­ки — неудобный доступ к механизмам трактора для технического обслуживания и ремонта.

Одноосные тягачи показаны на примере тяга­ча МоАЗ-546П. Все основные сборочные единицы (двигатель, ко­робка передач, ведущий мост) заключены в отдельные картеры и автономно установлены на раме 1. Такая компоновка при ре­монте позволяет заменять одни сборочные единицы независимо от других.

Двигатель 11 находится в передней части тягача со смеще­нием в правую сторону по ходу машины. Вызвано это необходи­мостью низкого размещения слева от него одноместной каби­ны 7 с рабочим местом машиниста. Расположение сиденья 8 машиниста, рулевой колонки 9, рычагов и педалей управления с левой стороны позволяет хорошо видеть дорогу и в то же вре­мя способствует более компактной компоновке механизмов тягача.

Коробка передач 13 размещена в задней части рамы тягача, а ведущий мост 16 через подвеску 15 закреплен на раме в сред­ней ее части. Это улучшает устойчивость одноосного тягача.

Седельно-сцепное устройство 4 соединяет тягач со скреперным оборудованием и размещено над ведущим мостом.

 
< Пред.