Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Механизмы отбора мощности

Механизмы отбора мощности представляют собой односту­пенчатые редукторы. Выпускают два типа механизмов: со сколь­зящей шестерней или постоянным зацеплением шестерен. В пер­вом случае механизм отбора мощности может быть выключен, во втором — он работает постоянно.

По месту расположения различают передний и задний меха­низмы отбора мощности. Передний механизм отбора мощности устанавливают спереди двигателя и применяют для привода ги­дронасосов рабочего оборудования (у тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2, Т-130М и «Беларусь»). Задние механизмы размещают непосредственно за двигателем или на заднем мосту трактора (у тракторов Т-330, Т-4АП2, тягача БелАЗ-531) и применяют для привода гидронасосов рабочего оборудования и вспомога­тельных систем трансмиссии, а также задней лебедки канатного управления бульдозерным оборудованием.

По принципу работы механизмы отбора мощности подразде­ляют на независимые и зависимые.

Независимые механизмы постоянно связаны с двигателем. Они приводятся в действие от переднего шкива коленчатого ва­ла, газораспределительного механизма или маховика двигателя. На базовых машинах применяют в основном независимые меха­низмы. Они позволяют управлять рабочими органами и рулевым управлением постоянно, независимо от того, включена или вы­ключена трансмиссия, перемещается или остановлен базовый трактор либо тягач.

Зависимый механизм отбора мощности устанавливается по­сле муфты сцепления и приводится в действие от коробки пере­дач. Зависимый механизм работает только при включенной му­фте сцепления и передаче и прекращает передачу крутящего момента при выключении муфты и остановке трактора. Ос­новным недостатком такого механизма является невозможность управления рабочим оборудованием при остановленном трак­торе.

Независимый механизм отбора мощности, широко приме­няемый на гусеничных тракторах для привода шестеренного ги­дронасоса, показан на рис. 67. Шлицевой вал 3 вращается в под­шипниках 11, установленных в передней боковой части корпуса двигателя. На валу подвижно насажена шестерня 2, которая за­цепляется с одной из шестерен 8 газораспределительного меха­низма двигателя. В проточку шестерни входит отводка 4, связан­ная валом 6 с рукояткой отключения 7. Для выключения меха­низма отбора мощности рукоятку поворачивают в направлении, указанном стрелкой, шестерня 2 скользит по шлицевому валу 3, выходит из зацепления, и передача мощности гидронасосу 1 прекращается.

Рис. 67. Независимый механизм отбора мощности:

1— гидронасос, 2, 8 —- шестерни. 3,6валы, 4 — отводка, 5 — фиксатор, 7 — рукоятка, 9 — картер двигателя, 10 — шпилька, 11— подшипник.

Положение рукоятки при включенном и выключенном меха­низме отбора мощности удерживается фиксатором 5. Корпус ги­дронасоса крепят шпильками 10 к картеру двигателя 9; ведущий вал гидронасоса приводится в действие с помощью внутренних шлицев вала 3. Включают и выключают механизм отбора мощ­ности при неработающем двигателе, чтобы избежать поломки зубьев шестерен.

Зависимый механизм отбора мощности, установленный на за­днем мосту гусеничного трактора, для привода лебедки предста­влен Механизм представляет собой одноступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями, размещенными в кор­пусе 4. Снизу в нем выполнен монтажный люк крышкой 12.

Ведущая шестерня 5 изготовлена за одно целое с пустотелым валом, установленным на подшипниках 6. Внутри шестерни сде­ланы шлицы, в которые входит шлицевой конец ведущего вала 1. Вал 1 проходит через задний мост и передним концом входит в шлицевое отверстие ведущего вала коробки передач.

Ведомый вал 9 с двумя шлицами вращается в подшипниках 6. На передних шлицах подвижно установлены ведомая 14 и маслоразбрызгивающая 13 шестерни, которые входят в зацепление с ведущей шестерней 5.

Маслоразбрызгивающая шестерня 13 свободно установлена на шарикоподшипнике 11, посаженном на ступицу ведомой ше­стерни 14. Независимо от того, включена или выключена ше­стерня 14, шестерня 13 всегда вращается, обеспечивая разбрызги­вание масла и смазывание поверхностей трения механизма.

Механизм отбора мощности приводится в действие механиз­мом включения. Он состоит из отводки 15, которая входит в кольцевую проточку ведомой шестерни, фиксатора 16 и рычага 17. Механизм вводит в зацепление шестерни 14 и 5. Управляют механизмом включения из кабины трактора.

Фиксатор 16 удерживает отводку 75 и шестерню 14 во вклю­ченном или выключенном положении. Задний конец выходного вала 9 выходит за пределы корпуса 4. В шлицах этого вала вы­полнена кольцевая проточка, с помощью которой фиксируют ве­дущий фланец лебедки. Вращающиеся детали привода огра­ждены щитком 7. Если вал 9 не работает для привода, его закрывают защитным колпаком 8.

Рис. 68. Зависимый механизм отбора мощности гусеничного трактора:

1, 9 - валы, 2 - сальник, 3, 4 - корпуса, 5, 13, 14 - шестерни, 6, 10, 11 — подшип­ники, 7 - щиток, 8 - колпак, 12 - крышка, 15 - отводка, 16 - фиксатор, 17 -рычаг переключения.

Смотрите также: