Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Транспортирование

Время, затрачиваемое на транспортирование машин, оказыва­ет существенное влияние на их годовое использование. Приме­няют следующие способы транспортирования: своим ходом, на бук­сире, безрельсовым транспортом, по железной дороге, водным пу­тем. При выборе способа учитывают время транспортирования, конструкцию машины, ее массу и габаритные размеры, наличие и состояние транспортных средств и дорог, а также расстояние. Пра­вильная оценка этих факторов позволяет выбрать наилучший спо­соб транспортирования, обеспечивающий сохранность машины, наи­меньшие затраты времени и средств.

Для целесообразного выбора способа используют либо стои­мостной, либо временной критерий эффективности. При использо­вании стоимостного критерия минимизируют величину денежных затрат по формуле

4

С тр = ∑ С i→ min

i=1

В том случае, если используется временной критерий, минимизируют продолжительность транспортирования, т.е.

4

t тр= ∑ t i → min

i=1

где Стр и tтр — себестоимость и продолжительность транспортирования машины на заданное расстояние, погрузки машины на транспортные средства и выгрузки с них, подготовки машины к транспортированию (частичный демонтаж и последующий монтаж, крепление на транспортных средствах), доставки машины к месту погруз­ки на транспортные средства и месту выгрузки.

Машины на колесном ходу можно транспортировать на различ­ные расстояния. Гусеничные машины, за исключением тракторов, рассчитаны для передвижения лишь в пределах фронта работ. В отдельных случаях транспортирование этих машин допускается на расстояние 12—20 км. В противном случае наблюдается зна­чительный расход моторесурсов двигателей и износ механизмов трансмиссии и ходовой части. Транспортирование машин на желез­нодорожном ходу особых затруднений не вызывает и осуществля­ется по рельсам на буксире или своим ходом.

Наиболее эффективным оказывается транспортирование машин на тяжеловозах-прицепах (трейлерах). В этом случае машину доставляют непосредственно к объекту строительства без демон­тажа и перегрузочных операций. Однако этот способ можно при­менять только при наличии хороших дорог с достаточно твердым покрытием и с мостовыми переходами, обеспечивающими пропуск тяжело нагруженного прицепа. Основными факторами, определяю­щими экономичность использования автомобильного транспорта для этих целей (по сравнению с железнодорожным), являются дальность транспортирования, количество перегрузочных операций и грузоподъемность автотранспорта. Кроме того, следует иметь в виду, что при транспортировании автомобильным транспортом со­кращаются его сроки: по железной дороге груз доставляется на расстояние 100 км в среднем за 2 дня, а автотранспортом — за 3—4 ч.

Для достижения нужной эффективности транспортирования машин по грунтовым и автомобильным дорогам необходимо выпол­нить следующие подготовительные работы:

определить маршрут и порядок движения транспорта и, если необходимо, согласовать это с дорожными организациями и Госу­дарственной автомобильной инспекцией;

при необходимости выслать бригаду обеспечения движения;

установить тип и количество транспортных средств;

наметить способ погрузки машин, выбрать оборудование для выполнения этой работы;

надежно закрепить машину на транспортном средстве;

предусмотреть необходимое оборудование для разгрузки машины.

Транспортными средствами при этом способе служат борто­вые автомобили, автотягачи и прицепы-тяжеловозы (трейлеры). Скорость движения их при транспортировании — 40 км/ч.

На прицепы-тяжеловозы машины грузят при помощи лебедок итягачей или своим ходом. Для погрузки машины в кузов авто­мобиля используют краны, лебедки и т. п.

Погруженная на прицеп машина должна быть надежно закреп­лена на площадке прицепа при помощи уголков, деревянных брусь­ев и проволочныхЧрастяжек.

В качестве примера рассмотрим особенности транспортирования экскаватора Ж) 4121.

Экскаватор транспортируют на трейлере 1 грузоподъемностью не менее 25 т. На грузовую платформу трейлера экскаватор 3въезжает своим ходом, при itom рабочее оборудование должно быть поднято на трейлер. После установки на грузовой площадке поворотную платформу разворачивают на 180° и опускают ковш, на подкладки 8,изготовленные из толстых досок. От продольных и поперечных сме­щений экскаватор удерживается упорными брусьями 11крастяжками 2,7,9и 10,скрученными из мягкой проволоки диаметром 6 мм; растяжки 2,7и 9выполнены в четыре нити, а растяжки 10— в семь нитей.

В зависимости от габаритов проезжей части дороги и трейлера необходимо учи­тывать следующее:

без дополнительной разборки экскаватор имеет высоту 4 м;

при разъединении гидроцилиндра рукояти и установке тяги 4 в отверстие 6 экскава­тор имеет наибольшую высоту 3,35 м;

при разъединении гидроцилиндров рукояти и перестановке соединительной тяги 4 в отверстие 5 экскаватор имеет наибольшую высоту 3 м.

В случае транспортирования экскаватора на трейлере с размещением ковша в кузове тягача следует распустить тормоз поворота и отпустить регулировочные болты секции поворота трехсекционного гидрораспределителя.

При транспортировании машин по грунтовым и автомобильным дорогам маршрут движения выбирают наикратчайший и с наимень­шим количеством труднопроходимых участков. Иногда целесооб­разно выбирать более длинный маршрут, но без труднопроходи­мых участков. Учитывая особенности выбранного маршрута, пред­варительными расчетами устанавливают возможность преодоления труднопроходимых участков и намечают дополнительные техничес­кие средства для повышения проходимости транспорта в сложных условиях его движения.

Возможность преодоления крутых подъемов рассчитывают по мощности двигателя и достаточному сцеплению ходовых органов

 

Рис. 2.2. Схема погрузки экскаватора на трейлер:1 — трейлер; 2, 7, 9 и 10 — растяжки; 3 — экскаватор; 4 — соединительная тяга; 5, 6 — отверстия; 8 — подкладки;11 — брусья.

тягача с грунтом.Для передвижения машин в этих условиях нуж­но, чтобы движущая сила на ведущих ходовых органах тягача была равна сумме сопротивления движения тягача и прицепа. При пре­одолении подъемов из-за недостаточности сцепления ходовых ор­ганов с грунтом иногда появляется буксование.

Тяговое усилие, необходимое для преодоления подъема тя­гачом и трейлером, загруженным транспортируемой машиной, определяют по формуле

Т = (М + М т) sin α + (Mw1 + MTw2) cosα,

где М и МT— сила тяжести прицепа с машиной и масса тягача соответственно, Н; w1 . w2 — коэффициенты сопротивления движению прицепа и тягача (значения этих коэффициентов в зависимости от конструкции ходовых органов и покрытия дороги находятся в пределах 0,05—0,2); а — угол наклона дороги (на подъеме).

Отсутствие буксования тягача при подъеме без остановки соответствует условию

T<ψMTcosα,

где ψ — коэффициент сцепления ходовых частей тягача с покрытием дороги (зна­чения этого коэффициента в зависимости от конструкции ходовых органов находятся в пределах 0,1—0,9).

С учетом формул (2.3) и (2.4) максимальный подъем, кото­рый преодолевается тягачом без буксования, будет

i = tg α < MT (ψ - w2) – w1 .

M+MT

На крутых подъемах, когда тяговое усилие тягача достаточ­но, применяют раздельный подъем тягача и прицепа. В этом случае тягачу не приходится преодолевать сопротивление от составля­ющей собственной массы и потребное тяговое усилие снижается навеличину этой составляющей. При транспортировании на подъем тяжелых машин обычно используют двойную тягу (второй тя­гач).

При движении на крытых спусках под действием собствен­ной массы самоходная машина или тягач с прицепом развивают большую скорость, что может привести к нарушению сцепления ходовых устройств с дорогой и опрокидыванию машины. Поэтому движущиеся под уклон машины притормаживают двигателем или тормозами. В ряде случаев возникает необходимость в торможе­нии одновременно двигателем и тормозами. На особо крутых спус­ках применяют дополнительный тягач, следующий за буксируемой машиной. Во всех случаях при движении на крутых спусках необ­ходимо, чтобы тормозные силы вместе с силами сопротивления движению были больше сил, вызывающих ускорение.

При движении машины по топким грунтам условия сцепления ходовых органов с грунтом изменяются, сила тяги уменьшается, сопротивление перемещению машины увеличивается. Колеса погру­жаются в грунт на глубину, превышающую клиренс машины (про­свет между дорогой и наиболее низко расположенной частью ма­шины), поэтому часть давления от ее массы передается непосред­ственно на грунт (не через ходовые органы), сцепная масса уменьшается и, следовательно, уменьшается максимально возмож­ная сила тяги. Кроме того, погружение ходовых органов в грунт резко повышает сопротивление передвижению машины.

Рис. 2.3. Схема к расчету тягового усилия тягача для преодоления подъема.

Для того чтобы создать условия для передвижения машины в этих условиях, такой грунт укрепляют настилом из подручных материалов (хвороста, жердей, веток и т. д.). Заболоченный участок преодолевают по наикратчайшему пути, двигаясь равномер­но, без переключения скоростей. При буксовании гусениц переда­чу переключают на низшую; движение машины с места начинают плавно, без рывков. При повторном буксовании необходимо принять меры, препятствующие буксованию и обеспечивающие движение ма­шины.

Машину, забуксовавшую в заболоченной местности, можно ос­вободить различными способами в зависимости от степени проседа­ния, типа и массы машины, а также характера местности. Чаще всего для этих целей используют тягач или установленную на нем лебедку. При этом необходимо обеспечить совпадение направления тягового усилия с продольной осью машины.

Удобным средством освобождения машин, глубоко застрявших в болотистой местности, являются полиспасты. В качестве анке­ра для блока полиспаста могут быть использованы большое де­рево, искусственное сооружение, заторможенные тяжелые машины (экскаватор, два сблокированных трактора и т. д.). Машина, слу­жащая анкером, должна быть в 1,5—2 раза тяжелее освобождаемой. В условиях эксплуатации можно применять различные приспособ­ления для самоосвобождения застрявших машин: бревна, прикреп­ленные к гусеницам, траки браслетного типа для колесных машин, якорные самовытаскиватели и т. п.

Водные преграды при отсутствии или недостаточной грузоподъ­емности мостов и большой глубине водоема преодолевают с ис­пользованием плавучих средств (плотов, паромов, понтонов и т. д.), а при малых глубинах — вброд.

Если машины переправляются вброд, необходимо предваритель­но установить направление и глубину брода, характер его грунта, подготовить въезды и выезды. Направление брода выбирают по возможности прямолинейным и наикратчайшим с учетом характера грунта и максимальной глубины, которая может быть преодолена транспортным средством или машиной. Глубину брода, которую мо­жет преодолеть машина, устанавливают в зависимости от конструк­ции машины и расположения двигателя.

Машина должна пересекать брод без остановок и переключе­ний передач. Вода, попадающая на тормозные поверхности, нару­шает нормальную работу тормозной системы. Для восстановления работоспособности тормозов следует в течение некоторого промежут­ка времени двигаться с приторможенными колесами, чтобы наг­реть тормозные поверхности и просушить их. Для предотвраще­ния обмерзания тормозных колодок при преодолении зимой неза­мерзающих водоемов необходимо сразу же при выезде на берег просушить тормоза многократным торможением.

Движение по снегу и льду. Современные автомобили преодо­левают слой снега глубиной 250—500 мм, а тракторы на гусе­ничном ходу —400—600 мм. Движение транспорта по снежным и особенно по обледенелым дорогам затруднено вследствие ухуд­шения сцепления ведущих колес с дорогой, что приводит к умень­шению тягового усилия. При резком торможении возможен занос, который может быть ограничен, если торможение осуществляется одновременно двигателем и тормозами.

Возможность переправы по льду устанавливают по прочности льда, характеру сопряжения льда с берегом, состоянию съезда и вы­езда на берег. Необходимую толщину льда h (см) при темпе­ратуре — 10 "С и ниже определяют по массе машины М (кг): для гусеничных машин h = 2,9√М; для автомобилей и трайлеров h = = 3,5л√М. Обязательным условием при проверке надежности ле­дяной переправы является опирание льда на воду. В против­ном случае обрушение льда может произойти даже от неболь­шой нагрузки, а также и под действием собственной массы.

Транспортирование машин по железным дорогам. Для этой це­ли используют четырехосные платформы и специальные платформы-транспортеры.

Транспортирование машин по железным дорогам требует выпол­нения подготовительных работ:

определения объема монтажных работ в зависимости от имею­щихся в наличии погрузочных средств, характеристики подвижно­го состава, массы и габаритных размеров машины;

выбора типа железнодорожной платформы, составления плана размещения и закрепления машин на ней, определения возможно­сти свободного опирания машины на настил платформы, составления эскиза опорных рам и поддерживающих устройств, определения необходимого числа единиц подвижного состава;

выбора средств доставки машин к железнодорожной станции для погрузки, а также на место после выгрузки;

установления способа погрузки и выгрузки, выбора необходимого оборудования и выполнения работ по устройству погрузочной пло­щадки;

разработки общей организации работ и определения необходи­мого количества рабочей силы.

Одновременно необходимо предварительно подготовить маши­ну к транспортированию, принимая во внимание ее сравнительно долгое пребывание на открытом подвижном составе и воздействие атмосферных осадков. Перед погрузкой машин на платформу все об­работанные поверхности металлических деталей покрывают анти­коррозионной смазкой. У машин, имеющих двигатель внутреннего сгорания, из системы охлаждения сливают воду, а из баков — топливо. Зимой с машин снимают аккумуляторы и перевозят в закрытых утепленных вагонах. Кабины машин, капоты двигателей, ящики с инструментом и ценное оборудование пломбируют.

Автомобильное ходовое оборудование машин тщательно про­веряют, пневматические шины накачивают до установленного дав­ления. Тормозную систему самоходных машин, установленных на железнодорожные платформы, подвергают специальной проверке.

Длинномерные грузы, перевозимые на сцепах платформ, про­веряют по условию прохождения этих грузов железнодорожных путей с ломаным профилем. Машины должны размещаться по дли­не и ширине платформы так, чтобы их масса равномерно распре­делялась на рессоры подвижного состава.

Выбор способа погрузки. При решении вопроса о способе по­грузки машин на железнодорожную платформу учитывают тип и массу транспортируемой машины и наличие погрузочного обору­дования. Лучшим является погрузка машин краном без выполне­ния предварительных демонтажных операций, а при отсутствии кра­на необходимой грузоподъемности машины частично демонтируют. Самоходные машины заходят на платформу непосредственно с по­грузочных площадок. При отсутствии на станции погрузочной площадки строят продольные или поперечные эстакады из шпал, металлических балок, рельсов и брусьев.

Продольные эстакады применяют главным обра­зом при погрузке самоходных машин, причем угол подъема эс­такады не должен превышать 18°. При погрузке машин, масса которых превышает грузоподъемность, приходящуюся на одну ось платформы, устраивают закрепленную башмаками или клиньями до­полнительную опору из шпал. Поперечные эстакады применяют для машин, которые вписываются в габарит платформы без маневрирования (дробилки, смесители и др.).

Несамоходные машины грузят при помощи крана, трактора или лебедки. Необходимое для погрузки тяговое усилие лебедки или трактора определяют по формуле

Р > М (sinα + fcosα)

Cosφ

где М — сила тяжести машины Н;

φ — угол между тяговым тросом и плоскостью эстакады; а — угол наклона эстакады;

f — коэффициент трения скольжения опор машины по эстакаде (0,25 для де­рева по дереву; 0,10 для стали по стали).

Крепление машины на платформе. Машину закрепляют в со­ответствии с техническими условиями погрузки и крепления гру­зов на открытом подвижном составе растяжками, прибиваемыми к полу платформы, клиньями, продольными и поперечными брусья­ми и подпорками. Самоходные машины затормаживают собствен­ными тормозами.

Размеры применяемых для закрепления машины на платформе брусьев, клиньев, подпорок рассчитывают по максимальным силам, сдвигающим машину, с учетом сил трения между опорной поверх­ностью машины с полом.

Для предупреждения опрокидывания и сдвига машину закреп­ляют не менее чем четырьмя растяжками из малоуглеродистой стали диаметром не менее 4 мм. Растяжки присоединяют с одной стороны к крепежным приспособлениям платформы (кольца, гнезда), а с другой стороны — к прочным частям машины.

Минимальное число растяжек, диаметр и число проволочных нитей в растяжках определяют расчетом. Усилия, возникающие в растяжках при соударении платформ, определяют из условия рав­новесия сил, действующих на платформу, т. е.

nPпрhc = Mt1 + S (t cos α + h sin α) z,

откуда усилие на растяжке составит

S = n Pпр hc – M t1

(t cos α – h sin α) z

где М — сила тяжести машины, Н;

Рпр —наибольшие продольные силы при соударении платформ;

n —коэффициент запаса устойчивости (л =1,25);

hс — высота центра тяжести машины от пола платформы, м;

h — высота закрепления растяжки до уровня пола платформы, м;

t1 — расстояние от края опорной части машины до проекции ее центра тяжести

на пол платформы, м;

t — длина опорной части машины, м;

Смотрите также:

 

 
< Пред.