Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Поворот одноосных тягачей

Самоходные скреперы на базе одноосных тягачей относят к машинам с шарнирно-сочлененной рамой б). Направление движения скрепера изменяют поворотом одноосного тягача относительно скреперного обору­дования с помощью седельно-сцепного устройства и рулевого управления.

Рис. 53. Механическое рулевое управление колесного трактора:

1- шкворни, 2-рычаги, 3. 5, 8- тати, 4 - маятник, 6- шарнир 7 - цапфы 9 -сошка. 10, 13-вали, 11 -ролик, 12- червяк, 14-'рулевое колесо 15-мост с поворотными колесами.

Седельно-сцепное устройство предназначено для со­единения одноосного тягача с тяговой рамой скрепера, передачи нагрузок от ковша на тягач и поворота тягача относительно ковша. Для получения минимального радиуса поворота скрепера угол поворота должен быть 85...90° в каждую сторону.

Рис. 54. Схема поворота одноосного тягача:

а — поворот тягача в плане, 6 — боковой крен.

Кроме того, в седельно-сцепном устройстве предусмотрена возможность свободного поперечного качания (боковые крены) колес тягача относительно задних колес скрепера. Это позволяет поддерживать постоянный контакт всех колес с опорной поверхностью дороги при ее неровностях. Угол крена задают не менее 12° в каждую сторону.

Седельно-сцепное устройство одноосного тягача МоАЗ-546П состоит из литого кронштейна 8 с горизонтальными 3 (для бокового крена) и вертикальными пальцами 7, 10 (для по­ворота) и стойки 11 тяговой рамы скрепера. Пальцы 7, 10 за­креплены в расточках средней поперечной рамы 2 тягача. Стопо­рят пальцы от поворота и осевого смещения клиньями 6.

К кронштейну 8 приварена опора 1 для крепления крышек гидроцилиндров поворота 13. Штоки гидроцилиндров закре­плены на кронштейнах стойки 11 тяговой рамы скрепера с по­мощью пальцев 12.

Рис. 55. Седельно-сцепное устройство:

1 - опора, 2 - рама, 3, 7, 10, 12 -пальцы, 4, 9 - прокладки, 5 - шайба, б - стопорный клин, 8 - кронштейн, 11 - стойка, 13 – гидроцилиндр.

В седельно-сцепном устройстве регулируют горизонтальный и вертикальный осевые зазоры. Зазоры А Л - Б должны быть не более 1 мм, зазор В — не более 2 мм, а зазор Г-не менее 1 мм. При регулировании зазоров А, Б, В удаляют прокладки 4 и 9. За­зор Г восстанавливают новой опорной шайбой 5. Пальцы седельно-сцепного устройства смазывают с помощью масленок.

Рулевое управление тягача МоАЗ-546П состоит из рулевого механизма 4 с гидрораспределителем, насоса 9, ги­дробака 10, переключателя 18, гидроцилиндров поворота 14, сле­дящего устройства и маслопроводов. Работает рулевое управле­ние следующим образом.

Сектор 1 рулевого механизма 4 находится в постоянном за­цеплении с червяком 2. Рулевая сошка 5 соединена с тягой 22 следящего устройства. При прямолинейном движении тягача зо­лотник 3 гидрораспределителя рулевого механизма находится в нейтральном положении и рабочая жидкость, нагнетаемая на­сосом 9, через щели поступает в сливную полость гидрораспре­делителя и затем в гидробак 10 (позиция I).

При повороте рулевого колеса 8 поворачивается червяк 2, ко­торый соединен с золотником 3 и перемещается в продольном направлении относительно неподвижного сектора 1. Последний связан с тягой 22, которая остается неподвижной до начала по­ворота тягача относительно ковша. При этом открывается со­ответствующая полость гидрораспределителя и масло начинает поступать в гидроцилиндры 14 таким образом, что у одного ги­дроцилиндра шток 13 выдвигается, а у другого — втягивается. Положения золотника 3 и направления потока рабочей жидкости в гидрораспределителе при повороте рулевого колеса налево и направо показаны (позиции II и III).

Так как гидроцилиндры 14 пальцами штоков 13 связаны со стойкой 12 тяговой рамы ковша, а задними концами с кронштей­ном тягача, то одновременно с перемещением штоков на­чинается поворот тягача относительно ковша скрепера. Задняя тяга 20 начинает перемещаться вместе с ковшом и, воздействуя на двуплечий рычаг 21 и тягу 22, поворачивает сошку 5 с секто­ром1, перемещая червяк 2 вместе с золотником 3 в продольном направлении, противоположном заданному от рулевого колеса 8.

Золотник 3 перекрывает доступ масла к гидроцилиндрам, и по­ворот прекращается до следующего момента поворота рулевого колеса. Следовательно, каждому моменту поворота рулевого ко­леса соответствует поворот тягача относительно ковша. При не­прерывном повороте рулевого колеса тягач также непрерывно поворачивается на угол до 90° в каждую сторону.

Таким образом осуществляется «следящее» действие или так называемая «обратная связь» рулевого управления.

Таким образом осуществляется «следящее» действие или так называемая «обратная связь» рулевого управления.

Гидроцилиндр, у которого шток втягивается в процессе пово­рота тягача до 90°, проходит через мертвую точку МТ, т. е. на­ступает момент, когда длина гидроцилиндра L после уменьше­ния должна увеличиваться, а шток — начать выдвигаться. Проис­ходит это за счет изменения направления подачи жидкости в рабочие полости гидроцилиндра с помощью гидравлического переключателя 18. Он переключается рычажным механизмом (коленчатым рычагом 15 и тягой 16), который при повороте тя­гача перемещается вместе с гидроцилиндрами. Когда гидроци­линдр подходит к МТ, то его тяга 16 поворачивает рычаг 15, ко­торый нажимает на золотник 19 переключателя 18.

За 6° до мертвой точки перемещаемый золотник 19 соединяет рабочие полости своего гидроцилиндра между собой и со слив­ной или напорной гидролинией (в зависимости от направления поворота) и таким образом отключает этот гидроцилиндр. В это время поворот тягача осуществляется только вторым гидроци­линдром. После прохождения МТ рычаг 15 продолжает переме­щать золотник 19 до тех пор, пока через 6° рабочая жидкость не поступит в полости гидроцилиндров и не изменит направление движения штока на обратное.

Рулевое управление одноосного тягача БелАЗ-531 отличается тем, что гидроцилиндры 7 не проходят МТ, а пово­рот тягача на 90° достигается с помощью рычажного механизма 5, на который воздействуют гидроцилиндры. На рисунке стрел­ками показаны направления потока жидкости при повороте скре­пера налево.

Для безопасного движения скрепера зазор рулевого колеса (свободный поворот рулевого колеса до начала поворота тягача)

 

Рис. 56. Рулевое управление одноосного тягача МоАЗ – 546 П:

1 – сектор, 2 – червяк, 3, 19 – золотники, 4 – рулевой механизм, 5 – сошка, 6, 17 – предохранительные гидроклапаны, 7 – гайка, 8 – рулевое кольцо, 9 – насос, 10 – гидробак, 11 – кронштейн, 12 – стойка, 13 – шток, 14 – гидроцилиндр, 15, 21 – рычаги, 16, 20 ,22 – тяги, 18 – переключатель.

 Сливнаягидролиния

Рис. 57. Схемы работы гидрораспределителя рулевого механизма:

1 - нейтральное положение, II - поворот налево, III - поворот направо.

не должен превышать 25°. Этой величины достигают, устанавли­вая зазоры А а Б , устраняя осевой зазор в рулевой колонке с помощью гаек 7 устанавливая зазоры в пределах 7 мм между торцами толкателей переключателя 18 и головками рычагов 15, затягивая крепление пальцев тяг следя­щего устройства, сошки, карданных валов. Кроме того, в руле­вом управлении регулируют предохранительный гидроклапан б (или 2 ) рулевого механизма на 9,5 МПа и предохра­нительные гидроклапаны 17 переключателя на 11 МПа. Регулируют гидроклапаны винтами: при ввертывании винта давление начала открывания гидроклапана возрастает, при вывертывании — уменьшается.

Рис. 58. Рулевое управление тягача БелАЗ-531:

1 - рулевое колесо, 2 - предохранительный гидроклапан, 3 - гидробак, 4 - насос, 5 - рычажный механизм поворота, 6 - тяговая рама ковша, 7 - гидроцилиндр поворота, 8 - кронштейн седельно-сцепного устройства тягача, 9 - гидрораспределитель, 10 - тяга следящего механизма, 11 — сектор, 12 — червяк.

Смотрите также:

 

 
< Пред.