Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Поворот гусеничных тракторов

Гусеничные тракторы изме­няют направление движения путем перемещения левой и правой гусениц с различными скоростями. Различают плавный и крутой повороты трактора, а также поворот на месте вокруг центра масс.

При плавном повороте направо левая гусеница обгоняет (перемещается с большей скоростью) правую. Скорость движения правой гусеницы уменьшают, от­ключая ее от силовой передачи или включая более низкую пере­дачу ее привода. В этом случае трактор поворачивается с радиусом R.

Крутой поворот направо б) достигается за счет сни­жения скорости правой гусеницы до нуля (v п= 0) при отключе­нии привода и торможении ее. Левая гусеница перемещается с определенной поступательной скоростью, и весь крутящий мо­мент двигателя передается на эту гусеницу. Трактор поворачи­вается с радиусом R, равным примерно ширине колеи Вт гусе­ничной ходовой части.

Поворот на месте вокруг центра масс в) осущест­вляют при сообщении гусеницам равных и противоположных по знакам скоростей движения, т. е. vл = — vп.В этом случае радиус поворота равеннулю (R — 0).

Для поворотных движений гусеничные машины оборудуют механизмами управления, которые приводят в движение гусе­ницы. Различают однопоточный и двухпоточный приводы гусе­ниц, которые определяют место расположения механизма управ­ления.

Рис. 46. Схемы бортового поворота гусеничных тракторов:

а — плавный поворот, б — крутой поворот, в — поворот на месте вокруг центра масс О.

При однопоточном приводе гусениц крутящий мо­мент передается по одному направлению от двигателя до глав­ной передачи, после чего поток разветвляется на левую и правую гусеницы. Механизм управления находится в заднем мосту трак­тора между главной передачей и конечными редукторами. С по­мощью такого привода гусениц достигают плавного и крутого поворота машины.

Механизм управления в одном случае представляет собой со­четание двух бортовых фрикционных муфт управления и тормо­зов, в другом — планетарных механизмов и тормозов. Тормоза рассмотрены в § 12.

Бортовые фрикционные муфты применяют в тракторах Т-130М, планетарные механизмы управления — в тракторах типа ДТ-75М, Т-180, ДЭТ-250М.

Фрикционные муфты управления представляют собой многодисковые, сухие, постоянно замкнутые муфты сцепления. Количество дисков и усилие замыкания (сжатия) их определяют­ся передаваемым крутящим моментом.

Ведущий вал 1 муфты снабжен шлицевым хвостовиком, на котором неподвижно зафиксирован торцовым болтом ведущий барабан 11. На наружных шлицах барабана подвижно установ­лены ведущие диски 10, на входном валу конечной передачи на неподвижном шлицевом соединении — ведомый барабан 8. На­ружные зубцы ведомых дисков 9 с фрикционными накладками входят во впадины внутренних шлицев барабана 8. Диски 9 и 10 чередуются в муфте поочередно и постоянно сжаты нажимным диском 13 с помощью сдвоенных пружин 6, расположенных рав­номерно по окружности. Пружины увеличивают усилие сжатия пакета дисков и передаваемый крутящий момент. Смонтированы пружины на штырях, запрессованных в теле диска 13, и натяги­ваются с помощью резьбовых гаек, навинчиваемых на концы штырей. Рычаг 16 отводки опирается внизу наконечником 15 на кронштейн 14, который жестко закреплен в днище картера задне­го моста болтами 12. Вверху он имеет соосную опору поворота. Верхний конец рычага отводки связан с механизмом управления муфтой регулировочным болтом 4.

Принцип работы фрикционной муфты поворота поясняет. Ведущий вал 8 вращается с такой же частотой, как и большая шестерня главной передачи. Когда пружины через на­жимный диск сжимают пакет ведущих и ведомых дисков, муфта включается и создается необходимый момент трения. Муфта передает крутящий момент от главной к конечной передаче, ве­дущий и ведомый валы вращаются с одинаковой частотой п.

Для выключения муфты нажимный диск 9 усилием Р переме­щается вправо, сжимает пружину 7, сцепление ведущих и ве­домых дисков прекращается и крутящий момент не передается. Ведущий вал продолжает вращаться с частотой и, а тормозной барабан останавливается (п = 0).

Гусеничный трактор снабжен двумя фрикционными муфтами управления и двумя тормозами. Когда обе муфты включены и тормоз не действует, происходит прямолинейное движение трактора. Если выключают одну из муфт и включают тормоз, трактор поворачивается в сторону отключенной муфты. Включе­нием тормоза машинист уменьшает радиус поворота машины.

Рис. 47. Фрикционная муфта управления:

1 — вал, 2 — шарикоподшипник, 3 — отводка, 4, 12 — болты, 5 - наконечник, 6 — пружина, 7 — входной вал конечного редуктора, 8, 11 — барабаны, 9, 10, 13 — диски, 14 — кронштейн, 15 — наконечник, 16 — рычаг отводки.

 

Рис. 48. Схема работы фрикционной муфты и тормоза управления поворотом трактора:

а - муфта включена, тормоз выключен, 6 - муфта выключена, тормоз включен; 1 - звездочка, 2 - конечная передача, 3, 6 - барабаны, 4, 5, 9 — диски, 7 - пружина, 8 — вал, 10 — тормозная лента.

Усилия сжатия пружин отводкой достигают большой вели­чины, поэтому выключение муфты вручную рычагами требует значительных физических усилий и приводит к повышенной утомляемости машиниста. Чтобы облегчить управление фрик­ционными муфтами поворота, используют гидроусилитель. Он позволяет снизить усилие, прикладываемое к рукояткам управле­ния муфтой, до 30...50 кН (вместо 250...350 кН).

Гидроусилитель состоит из гидронасоса 1, резервуа­ра 9 для масла и гидрораспределителя, который включает в себя два золотника. Один из них воздействует на рычаг и вал отводки 2 левой фрикционной муфты, другой — на рычаг и вал отводки 10 правой муфты. В золотнике 5 размещен обратный клапан 6, прижимаемый к своему гнезду пружиной 8. Конический наконеч­ник 4 воздействует на рычаг поворота отводки. Гидрораспреде­лители включают рычагом управления, который приводит в дей­ствие толкатель 7.

Когда гидрораспределители гидроусилителя выключены а),фрикционные муфты поворота замкнуты и трактор пере­мещается прямолинейно. Рабочая жидкость, нагнетаемая насо­сом 1, который приводится в действие от коробки передач, перемещается по напорной гидролинии 12, свободным каналам гидрораспределителей и сливается в резервуар 9, как показано стрелками.

При перемещении толкателя 7 в сторону золотника 5 б) толкатель перекрывает каналы слива рабочей жид­кости в резервуар, которая отжимает обратный клапан 6 и через каналы наконечника 4 воздействует на плунжер 3. Под давле­нием рабочей жидкости плунжер перемещается влево и поворачивает рычаг и вал отводки 2 левой муфты по направлению стрелки А. Отводка перемещает нажимный диск левой муфты, она выключается и трактор поворачивается налево.

Усилие, прикладываемое машинистом для выключения муф­ты, равно усилию перемещения золотника 5 толкателем 7.

Для быстрого выключения муфты и поворота машины золот­ник 5 переводят с большим усилием, его наконечник 4перекры­вает отверстия 11 в днище плунжера. Количество поступающей к плунжеру рабочей жидкости возрастает, и он выключает муфту в более короткое время. Таким образом, при легком нажатии толкателем 7 на золотник муфта выключается плавно, при сильном — быстро.

Муфты управления по мере изнашивания фрикционных на­кладок требуют регулирования. Для этого отсоединяют от ги­дроусилителя тяги рычагов. Вращением регулировочных гаек поджимают до упора золотники. Увеличивают длину тяг таким образом, чтобы при их соединении рычаги управления были установлены вертикально. Ослабляя регулировочные гайки, уста­навливают свободный ход на концах рычагов управления в пре­делах 20...30 мм от вертикали.

Рис. 49. Гидроусилитель трактора Т-130М в положениях:

а — при выключенных гидрораспределителях и прямолинейном движении трактора, б — при включенной левой секции гидроусилителя и повороте трактора налево; 1гидронасос, 2, 10 — валы отводки, 3 - плунжер, 4 - наконечник золотника, 5 - золот­ник, 6 - клапан, 7 — толкатель, 8 - пружина, 9 - резервуар, 11 - отверстия, 12 - гидро­линия.

Планетарные механизмы поворота с механическим управле­нием применяют на гусеничных тракторах типа ДТ-75. Их конструкция и принцип работы подробно рассмотрены в § 8.

Рычаг управления 7 шарнирно установлен на кронштейне 9. Вертикальное положение рычага ограничивается упором 8 и под­жимается пружиной 10. С помощью регулировочной тяги 6 ры­чаг 7 соединяется с вилкой 5, которая через коромысло 4 воздействует на тормозную ленту 2. Лента затягивается пружиной 10 и фиксирует тормозной барабан планетарного механизма. Бара­бан жестко связан с солнечной шестерней. Ленту натягивают ре­гулировочной гайкой 3.

При перемещении рычага управления «на себя» вилка 5 осво­бождает пружину 10, коромысло поворачивается против часовой стрелки и тормоз растормаживается.

Свободный ход на концах рычагов управления должен быть 60... 80 мм. Его регулируют гайкой 3. Полость, где расположена гайка, закрыта съемной крышкой.

Трактор включает в себя два одинаковых планетарных меха­низма и механизмы управления ими (правый и левый).

Рис. 50. Механизм управления планетарным меха­низмом поворота:

1 - барабан, 2 - лента, 3 - гайка, 4 — коромысло, 5 - вилка, б - тяга, 7 - рычаг управления, 8-упор, 9-кронштени, 10 - пружина, 11 - корпус заднего моста.

При двухпоточном приводе гусениц трактор пово­рачивается за счет изменения скоростей движителей, осущест­вляемого в коробке передач. Двухпоточный привод гусениц обес­печивает плавный и крутой повороты, а также поворот вокруг центра масс. Такую систему применяют на тракторах Т-330.

Двигатель с помощью карданного вала 15 приводит в дей­ствие центральный вал 17 коробки 1, который через шестерни передает вращение двум выходным валам 14. На выходных ва­лах размещены три ряда шестерен. Шестерня 2 обеспечивает вто­рую передачу, шестерня 4 — первую, шестерня 5 — третью. Пере­дачи отключаются многодисковыми фрикционными муфтами 3.

Крутящий момент от валов 14 передается с помощью муфт 6 включения переднего хода или планетарных редукторов 8 заднего хода боковым карданным валам 10. Редукторы 8 вы­ключаются ленточными тормозами 7, фрикционные муфты и тормоза — с помощью гидронасоса 16 и многосекционного ги­дрораспределителя. На валах 14 симметрично расположены бор­товые ленточные тормоза 9. Эти валы карданными валами 10 соединены с левой и правой главными передачами 11, конечны­ми редукторами 12 и ведущими звездочками 13, которые приво­дят в действие гусеницы.

При включении муфтами 3 парных шестерен 2, 4 или 5, а так­же муфт 6 валы 14 вращаются с одинаковой частотой и пере­дают ее звездочкам 13. Трактор прямолинейно перемещается вперед.

После включения тормозов 7 машина прямолинейно движет­ся назад.

При включении муфтами непарных шестерен звездочки 13 вращаются с разной частотой, гусеницы перемещаются с раз­личными скоростями и трактор плавно поворачивается налево или направо. В случае включения правого (по ходу движения) ва­ла 14 и торможения левого вала 14 трактор поворачивается во­круг заторможенной гусеницы, и наоборот. Если включить правый вал 14 для движения вперед, а левый — назад, то звездоч­ки вращаются с противоположной по направлению частотой и трактор сделает поворот на месте вокруг центра масс.

Рис. 51. Кинематическая схема двухпоточного привода гусениц трактора Т-330:

1 - коробка передач, 2, 4, 5 - шестерни, 3, 6 - муфты, 7, 9 - тормоза, 8, 12 - редукторы, 10, 14, 15,17 — валы, 11 — главная передача, 13 — звездочка, 16 — гидронасос.

Смотрите также:

 

 
След. >