Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Разрушение машин при нарушении правил их хранения и виды хранения

Разрушение машин. Машины, не прошедшие специальной под­готовки, в процессе хранения подвергаются медленному разруше­нию под воздействием внешней среды. Прежде всего это физико-химические воздействия: атмосферные осадки в виде дождя, росы, тумана, инея, мокрого снега, температурные перепады от +60°С летом и до —40°С зимой солнечная радиация в виде ультрафио­летовых лучей. Кроме того, значительны статические и весовые нагрузки, монтажные напряжения в конструкциях машин, их сбо­рочных единицах, прогибы и деформации деталей большой длины.

В результате взаимодействия металлических деталей с окру­жающей средой наблюдается атмосферная коррозия, т. е. самопро­извольное и необратимое разрушение деталей.

Скорость коррозии железоуглеродистых сплавов (все марки сталей и чугунов) зависит от многих одновременно или раздель­но действующих факторов: температуры и влажности воздуха, нали­чия в ней агрессивных веществ (промышленных газов, твердых частиц пыли и т. д.), а также количества и продолжительности действия атмосферных осадков.

Так, например, при увеличении относительной влажности от 50 до 100% потери массы стали от коррозии за год могут возрасти более чем в 7 раз и достигнуть 800 г с 1 м2, а при повыше­нии температуры с 20 до 25°С в условиях 100%-ной относительной влажности скорость коррозии увеличивается почти вдвое.

Под действием солнечного света (солнечной радиации), кис­лорода и особенно озона воздуха, а также атмосферных осад­ков и резких перепадов окружающей температуры детали, изго­товленные из резины, резинотекстиля, полимерных материалов, и лакокрасочные покрытия подвергаются процессу старения, т. е. раз­рушению. В результате резина теряет эластичность и растрескивается. Особенно интенсивно этот процесс протекает при совместном воз­действии озона и солнечных лучей. Неблагоприятное влияние также оказывают попавшие на детали горюче-смазочные материалы, кото­рые вызывают разбухание и размягчение резины.

Детали из прорезиненной ткани и дерева при повышенной влажности воздуха, перепадах температуры поражаются плесенью гнилостными микроорганизмами, что ведет к растрескиванию иснижению прочности этих деталей.

Вредное действие оказывают на неработающие машины и сбо­рочные единицы длительные статические нагрузки. Например, круп­ногабаритные детали и сборочные единицы машин, не установлен­ные в горизонтальное положение на подставки, подвергаются деформациям (изгибам, перекосам). Затянутые пружины и рессоры, находящиеся под нагрузкой при длительном хранении, получают остаточные деформации и теряют упругость. В зависимости от продолжительности хранения машин и сборочных единиц различают три вида хранения: межсменное, кратковременное и длительное.

Межсменное хранение следует рассматривать как обязатель­ное мероприятие технического обслуживания, требующее в первую очередь обычного объема работ по внешнему уходу за машиной. Главной задачей при межсменном хранении является обеспечение условий, облегчающих пуск двигателя и предохраняющих машины от порчи под влиянием низких температур. В связи с этим меж­сменное хранение, особенно в зимних условиях, осуществляется в специально оборудованных помещениях, в крайнем случае во временных помещениях или под навесами.

При отсутствии или отдаленности таких помещений, а также для тяжелых и тихоходных машин межсменное хранение осуществляют непосредственно на строительной площадке. Такие машины, как экскаваторы на гусеничном ходу, путеукладчики и т. п., остав­ляют на рабочем месте, более подвижные отводят на специальную сухую, защищенную от ветра и стока воды площадку. В снеж­ную или дождливую погоду машины должны быть покрыты бре­зентовыми полотнищами, при больших габаритах машины можно ограничиться защитой силового агрегата и открытых частей транс­миссии. Зимой необходимо предохранить ходовые органы машины от примерзания к грунту и обеспечить легкий запуск двигателя.

Кратковременное хранение характеризуется тем, что продол­жительность нерабочего периода машин находится в пределах от 10 дней до 2 мес. К кратковременному хранению машины гото­вят непосредственно после окончания их использования. В за­висимости от климатических условий и от наличия помещения ма­шины требуют выполнения некоторых подготовительных работ, при­меняемых при длительном хранении.

Длительное хранение характеризуется тем, что продолжитель­ность нерабочего периода машин свыше 2 мес. Этот вид хранения требует выполнения комплекса подготовительных работ (консерва­ции), которые направлены на ограничение влияния изменения температурных условий, осадков, а также нагрузок от массы машины. Перед переводом на длительное хранение необходимо проверить техническое состояние машины и принять меры, обес­печивающие ее работоспособность до капитального ремонта в те­чение не менее 300 ч; лишь после этого производятся работы по предохранению машины от порчи.

Машину подвергают чистке и мойке как снаружи, так и внутри. Окрашенные части машины моют распыленной струей воды и насухо обтирают. Неокрашенные части моют сосредоточенной стру­ей воды. Участки поверхности с поврежденным слоем краски пред­варительно очищают металлическими щетками, скребками и шлифо­вальной шкуркой на бумажной основе от следов коррозии, а за­тем окрашивают вновь. Все неокрашенные поверхности покрывают (защитным слоем смазки. На эти поверхности наносят пластичные смазки и микровосковые составы. Внутренние поверхности покры­вают жидкими ингибированными смазками и присадками с последую­щей герметизацией. Поверхности, работающие в контакте с масла­ми и топливом (подшипники, валы, детали топливной аппаратуры и т. п.), покрывают консервационными смазками с использованием антикоррозионных присадок типа АКОР.

На двигатели и сборочные единицы наносят защитные воско­вые составы, жидкие ингибированные и пластичные смазки и за­тем помещают в чехол из пленки. Детали, запасные части, инстру­мент, метизы и т. п. покрывают жидкими и пластичными смазками, полимерными материалами и обертывают ингибированной бумагой. С целью защиты резинотекстильных изделий (шины, шланги и т. п.) на них наносят микровосковые составы или светозащитные покры­тия.

Процесс нанесения защитных покрытий на поверхность заключается в следующем. На подготовленную поверхность слой смазочного материала наносят или погружением изделия в ванну со смазкой, или механизированным распылением. В отдельных слу­чаях смазочный материал можно наносить кистью или шпателем. Выбранный способ нанесения защитного покрытия должен обеспечивать создание на поверхности сплошного (без раз­рывов, трещин, пропусков) слоя смазки, однородного по толщине, без заметных на глаз пузырьков воздуха, комков и инородных включений. Толщина слоя пластичных смазок должна быть 0,5—2 мм, а жидких — 0,05—0,1 мм.

Все отверстия блоков, корпусов, баков и т. п. закрывают во избежание попадания влажного воздуха. Для предотвращения деформации деталей машин, находящихся на длительном хранении, их устанавливают в горизонтальном положении на специальные подставки и козлы. Под гусеницы машин для исключения сопри­косновения с влажной почвой ставят подкладки. Если машина на рессорах, их следует разгрузить. По возможности надо разгру­зить и пружины. Шипы устанавливают на подставки, обеспечи­вающие зазор между поверхностью и шинами. Давление в них долж­но быть уменьшено до 70—80% нормального. Такие элементы машины, как стрелы, контргрузы, консоли, поддерживаемые кана­тами или цепями, укладывают на специальные козлы, стойки или клетки, поддерживающие канаты освобождают от напряжения, а различные натяжные устройства, пружины и винтовые соединения разгружают. Электрооборудование (аккумуляторы, генераторы, двигатели и т. п.), а также контрольно-измерительные приборы снимают с машины и хранят отдельно в закрытом помещении.

После окончания всех работ по подготовке машин к дли­тельному хранению и установки ее на место опломбируют кабины, капоты и крышки топливных баков. Затем заполняют карточку хранения и вешают на машину бирку с указанием даты постановки на хранение и фамилию ответственного лица. При длительном хра­нении следует проверить состояние консервационных покрытий.

Смотрите также:

 

 
След. >