Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Виды земляных сооружений

Практически на всех видах строительства выполняют зем­ляные работы, предшествующие возведению искусственных со­оружений (зданий, мостов, взлетно-посадочных полос) или устройству земляных сооружений (автомобильных и железных дорог, плотин, дамб, каналов). Большие объемы земляных работ выполняют в сельском хозяйстве при планировке рисовых полей, устройстве оросительных систем, а также в горнодобывающей промышленности на вскрышных работах по добыче полезных ископаемых открытым способом.

Необходимость проведения земляных работ, особенно при возведении земляных сооружений, определяется неровностью земной поверхности, называемой рельефом. Рельеф земной по­верхности состоит из выпуклых (холмы, бугры) и вогнутых форм (овраги, балки). Для сглаживания неровностей естественного рельефа местности грунт с выпуклых частей срезают, а в во­гнутые подсыпают, образуя ровную поверхность.

Земляное сооружение, выполненное в результате разработки и снятия грунта на различную глубину ниже земной поверхно­сти, называют выемкой.

В выемках помимо участков земляного полотна выполняют русла каналов, котлованы и траншеи различного назначения, вскрышу земляного слоя при добыче полезных ископаемых. Вы­емки для железных и автомобильных дорог разрабатывают глу­биной h1 до 12 м.

Ширина b земляного полотна дороги в выемке ограничивает­ся с обеих сторон кюветами 4, предназначенными для сбора и отвода за пределы выемки осадочных и талых вод, стекающих с откосов и сливной призмы 3 — верхней площадки полотна с уклоном от оси.

Канал в выемке в поперечном сечении образуют дном и двумя боковыми откосами. Ширина канала b по дну и крутизна 1: m откосов заданы в проекте. Площадь сечения ksl-нала определяют по количеству воды, протекающей со ско­ростью, при которой дно и откосы канала не должны размы­ваться. Зависит скорость от продольного уклона канала, заложенного в проекте.

Глубина и очертание в плане котлованов и траншей опреде­ляются их назначением. Дно котлована выполняют горизон­тальным, наклонным или ступенчатым. В зависимости от глу­бины котлована его стенки укрепляют или им придают некоторый уклон, чтобы предотвратить оползание и размыв. Для въезда и выезда строительных машин и механизмов в кот­лованах устраивают наклонные съезды.

Грунт, разработанный в выемках, используют для отсыпки насыпей или подсыпки пониженных мест рельефа. В случае не пригодности грунта для этих целей его укладывают в кавальеры 4 или используют для насыпки дамб вдоль каналов.

Земляное сооружение, возводимое отсыпкой грунта на по­верхность земли, называют насыпью. Насыпи возво­дят для устройства земляного полотна и каналов в пониженных местах, сооружения плотин для сбора и удержания воды в водое­мах. Отсыпают насыпи из супесчаных и суглинистых грунтов, которые хорошо уплотняются и в таком состоянии обладают высокой несущей способностью.

Насыпи для железных и автомобильных дорог возводят вы­сотой до 12 м. Грунт для отсыпки берут из прилегающих вые­мок. При нехватке грунта или при его непригодности вдоль на­сыпи закладывают резервы 7, из которых грунт перемещают на насыпь. Так как отвод воды от насыпи не затруднен, то не тре­буется устраивать боковые канавы или кюветы у подошвы насыпи.

Рис. 128. Профиль земляного полотна автомобильной и железной дороги:

а — выемка, б — на­сыпь, в — полунасыпь-полувыемка, г — нуле­вой участок;

1 - бров­ка откоса, 2 — подош­ва откоса, 3 — приз­ма, 4 — кювет, 5 — берма, 6 — кавалье­ры, 7 - резервы, 8 — уступ на косогоре; Бп — бровка полотна; размеры в метрах.

Насыпь для водопроводящих и оросительных каналов отсы­пают так же, как и дорожные, полностью, а затем сверху в ней вырезают русло. Каналы больших сечений отсыпают сразу, формируя русло.

Плотины отсыпают поперек естественной или искусственной выемки, а также для перекрытия русла рек с целью создания замкнутого водоема. Возводят плотину вровень с поверхностью земли. Чтобы предотвратить разрушение плотины водой, пере­ливающейся через верх или просачивающейся сквозь тело пло­тины, повышают требования к используемому грунту и качеству его уплотнения.

Промежуточным земляным сооружением между выемкой и насыпью является полунасыпь-полувыемка. Такого рода сооружения возводят, например, на косогорах. В этом слу­чае левая (по рисунку) часть сооружения представляет собой вы­емку, а правую подсыпают грунтом. В полунасыпях-полувыем­ках возводят земляное полотно, оросительные каналы и другие сооружения, проходящие вдоль косогора.

Грунт для устройства насыпной части сооружения берут из вынимаемой части.

Ровные участки местности, не требующие ни выемки, ни на­сыпи, называют нулевыми. В нулевых участках до­рожное полотно сооружают из грунта, отсыпаемого из боковых кюветов 4, Насыпную часть повышают на 0,5... 1 м над окру­жающей равнинной местностью, а по верху полотна устраивают сливную призму 3,которая по оси на 0,15...0,2 м выше бровки.

Возвышающаяся призма и кюветы предохраняют полотно от снежных заносов и способствуют водоотводу.

Крутизна откосов земляных сооружений характеризуется от­ложением высоты откоса Н к его горизонтальной проекции — за­ложению mН. Отношение Н/mН = 1 : mпоказывает, во сколько горизонтальная проекция откоса больше его высоты.

Рис. 129. Поперечный профиль канала:

а - в выемке, б - в насыпи;

1 — бровка откоса, 2 — подошва откоса, 3 — берма, 4 — кавальер (дамба), 5 — насыпь канала, 6 — дно канала, 7 — откос канала, 8 — откос насыпи.

Продольные уклоны дорожного полотна и каналов незначительны. Разность по высоте между двумя точками продольного профиля называют превышением, а расстояние между этими точ­ками — заложением. Отношение превышения к заложению опре­деляет величину продольного уклона дороги. Так, если разность по высоте между точками составляет 10 м, а расстояние между ними 100 м, то значение уклона i равно 10/100 = 0,1 или 10%.

Смотрите также:

 

 
< Пред.