Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Рыхлители

Рыхлители наиболее часто агрегатируют с гусеничным буль­дозером, так как они позволяют разрабатывать более прочные грунты, скальные породы, смерзшиеся материалы. В этом случае предварительно рыхлят породы, а затем транспортируют их от­валом. Рыхлители используют при отрывке котлованов, тран­шей, устройстве выемок, гидротехнических сооружений, при под­готовке основания дорожного полотна, разработке полезных ископаемых открытым способом (угля, руды, золотоносных россыпей), вскрышных работах.

Различают однозубые и многозубые рыхлители. Однозубый рыхлитель снабжен одной стойкой, в результате чего сила тяги сосредоточена на одном рабочем органе. Благодаря этому он может разрушать более прочные породы. Кроме того, однозубый рыхлитель обладает меньшей металлоемкостью, чем многозубый.

В зубе выполнено до трех отверстий. Поэтому его устанавли­вают в раме на различной высоте, обеспечивая ступенчатое изме­нение глубины рыхления в зависимости от прочности разрабаты­ваемого материала.

Трехзубый рыхлитель снабжен тремя съемными стойками, размещенными на раме на одинаковом расстоянии одна от дру­гой. Два боковых зуба можно снимать. Трехзубые рыхлители от­личаются большей материалоемкостью и предназначены для ра­боты на более легких породах и смерзшихся грунтах.

По системе подвески рыхлителей на тракторе наиболее рас­пространены трехзвенная, параллелограммная, параллелограммная с изменяемым звеном.

Рис. 92. Задние рыхлители и подвески:

а — однозубый, б — трехзубый, в— трехзвенная подвеска, г— нараллелограммпая подвеска, д — параллелограммная с изменяемым звеном;

1, 6 — рамы, 2 — гидроцилиндр управления, 3 — балка, 4 — зуб, 5 — наконечник, 7 — тяга, 8 — гидроцилиндр изменения угла рыхления.

При трехзвенной подвеске к опорной раме 1 шарнирно крепят раму 6 с рабочей балкой 3. В балку установлен зуб 4, на конце которого укреплен съемный наконечник 5. Трехзвенная подвеска отличается простой конструкцией, но не обеспечивает постоянно­го угла рыхления при подъеме и заглублении зуба.

При параллелограммной подвеске рыхлитель установлен на четырехзвеннике и сохраняет постоянный угол рыхления в процессе работы. На опор­ной раме 1 шарнирно уста­новлены рама 6 и верхняя тяга 7, к которым на паль­цах подвешена рабочая бал­ка 3.В нее вставлена стойка зуба, удерживаемая попереч­ным пальцем.

При параллелограммной подвеске с изменяемым зве­ном вместо верхней тяги установлены гидроцилинд­ры. Они увеличивают или уменьшают расстояние между верхними шарнира­ми опорной рамы 1 и балки 3 и таким образом изме­няют угол рыхления. Этот тип подвески повышает про­изводительность рыхлителя, облегчает выглубление оборудования и уменьшает нагрузки на трактор.

Задний однозубый рыхлитель с параллелограммной подве­ской ДП-26С навешивают сзади на бульдозерах ДЗ-110А и ДЗ-109.

Рис. 93. Однозубый рыхлитель ДП-26С:

1 — силовая обойма трактора, 2, 5, 8, 10, 13, 14, 17, 18 — пальцы, 3 - серьга, 4, 16 - рамы, 6 - шпилька, 7 - верхняя тяга, 9 - балка, 11 — зуб, 12 - наконечник, 15 - гидро­цилиндр.

На заднюю стенку корпуса моста трактора на 14 шпильках 6 гайками привернута опорная рама 4. Внизу она дополнительно связана с прицепной серьгой 3. В нижней части на пальцах 18 установлена рама 16 рыхлителя, являющаяся соединительным звеном с рабочей балкой 9. Верхняя часть балки шарнирно со­единена с рамой 4. Внутрь балки вставлен зуб 11, который удер­живается от выпадания вниз пальцем 10. На конец зуба надет съемный наконечник, который фиксируется поперечным пальцем 13 с чекой.

Для управления применены гидроцилиндры двойного дей­ствия, которые одной стороной прикреплены пальцами 17 на опорной раме, другой — пальцем 8, соединяющим одновременно рабочую балку и верхнюю тягу.

При выдвижении штоков гидроцилиндров рыхлитель подни­мается, при втягивании — заглубляется. Гидроцилиндры соеди­нены рукавами высокого давления с гидрораспределителем, ко­торый установлен в гидросистеме базового трактора.

При рыхлении передние кромки стойки зуба и наконечника интенсивно изнашиваются. После срабатывания верхней рабочей грани наконечника его снимают, выбивая палец 13,переворачи­вают, устанавливают на посадочное место зуба и фиксируют. Наконечник имеет заостренные рабочие грани для облегчения проникновения его в грунт и уменьшения сопротивления рых­лению.

Сборочные единицы рыхлителя показаны.

Опорная рама включает в себя опорную плиту 2, в которой сделаны два окна для доступа и регулирования бортовых фрик­ционов трактора и отверстия под крепежные шпильки. Посереди­не перпендикулярно плите приварены две стойки. Связь между стойками и плитой усиливается двумя поперечными кронштейна­ми. Между собой стойки укреплены вертикальным листом. В стойках выполнены два отверстия для крепления верхней тяги и гидроцилиндров.

В нижней части по краям плиты расположены две пары про­ушин для шарнирного крепления нижней рамы, а в центре — втулка 3 под болт, который резьбовым соединением связан с прицепной серьгой. Внизу стойки связаны с проушинами рамы нижним поясом жесткости 4.

Верхняя тяга состоит из двух щек 6 с наваренными усили­тельными накладками 7. Коробка 8 и верхний лист 9 образуют коробку жесткости. В отверстия щек запрессованы съемные ка­леные втулки 5 для увеличения срока службы шарниров и улуч­шения ремонтопригодности.

 

Рис. 94. Сборочные единицы рыхлителя:

а - опорная рама, б - верхняя тяга, в - рабочая балка, г - рама, д - зуб с наконеч­ником;1, 21 -стойки, 2-опорная плита, 3, 5, 13 - втулки, 4 - нижний пояс жест­кости, 6, 16-щеки, 7, 19 - накладки, 8 - коробка, 9, 10, 17, 18-листы, 11 - стойка, 12 - обойма зуба, 14 - опора зуба, 15 — опорная площадка, 20 - гидро­подъемная скоба, 22 — наконечник, 23 — стопорная чека, 24 – палец.

Рабочая балка представляет собой объемную металлокон­струкцию, сваренную из двух стоек 11 и связанных между собой спереди и сзади листами 10. Внутри конструкции вварена обойма 12 с опорой 14 внизу, которая является направляющей для зуба. Внутрь обоймы вставляют зуб и фиксируют пальцем во втулке 13.

Рама сварена из изогнутых щек 16 с накладками 19, которые связаны верхним 17 и нижним 18 листами. Спереди и сзади так­же приварены листы, благодаря чему образована жесткая объем­ная металлоконструкция.

Зуб с наконечником состоит из стойки 21 прямоугольной формы и наконечника 22. Боковые грани стойки срезаны для уменьшения сопротивления рыхления и облегчения установки зу­ба в рабочую балку. В стойке выполнены два отверстия, с по­мощью которых она фиксируется в рабочей балке в двух поло­жениях, обеспечивая различную глубину рыхления.

К верхнему торцу приварена грузоподъемная скоба 20. Снизу стойка заканчивается заостренным носком, на который надет съемный наконечник 22. Наконечник фиксируется на стойке с помощью пальца 24, который удерживается от произвольного вы­падания пружинной чекой 23, входящей в кольцевую проточку. При выбивании пальца чека разжимается и он выходит из отверстия.

Наконечник имеет две симметрично расположенные режущие кромки. При изнашивании одной из них наконечник переворачивают на 180° и снова надевают на зуб рыхлителя.

Дополнительное оборудованиеустана­вливают преимущественно на бульдозерах с неповоротными от­валами, используя болты с гайками, поэтому его называют съемным.

Уширители 1 применяют при работе на легких грунтах или насыпных материалах. Они увеличивают ширину отвала, призму волочения и производительность бульдозера.

Уширители представляют собой секции, изогнутые по профи­лю основного листа бульдозера. Сзади секции усилены ребрами жесткости. С помощью болтов с гайками уширители жестко крепят к боковым щекам отвала под углом 30° к по­верхности.

Рис. 95. Дополнительное оборудование бульдозеров с неповоротным отвалом:

I — уширители, 2 — открылки, 3 — удлинители, 4 — рыхлитвльный зуб, 5 — кирковщик для выламывания асфальтовых покрытий, 6 — гребенчатые ножи, 7 — канавная надставка, 8 - откосник, 9 - опорная лыжа; 10 - грузовые вилы, 11 - грузоподъемный крюк.

Известны конструкции гидроуправляемых уширителей, ко­торые установлены на вертикальном шарнире на боковых щеках отвала и поворачиваются гидроцилиндрами двойного действия из рабочего положения в транспортное (к толкающим брусьям). Гидроцилиндры управления уширителями находятся сзади отва­ла и подключены к гидросистеме трактора.

Открылки 2 позволяют уменьшать утечки грунта из призмы в боковые валики. Выполняют открылки в виде выступающих бо­ковых ножей с заостренными режущими кромками, скошенными назад в верхней части. Ножи жестко привинчены к боковым ще­кам с двух сторон отвала.

Удлинители 3 отвала изготовляют по форме его лобового ли­ста и усиливают поясами сзади. К каждой боковой щеке отвала болтами с гайками крепят по одному удлинителю.

Удлинители применяют при планировочных работах или перемещении легких насыпных материалов (угля, опилок, си­лоса).

Рыхлительные поворотные зубья 4 применяют в том случае, когда бульдозер не оборудован задним рыхлителем. Их можно устанавливать спереди или сзади отвала. Передний зуб монти­руют на лобовом листе отвала. Зуб снабжен площадкой для упо­ра в нож бульдозера, а вверху стопорится резьбовым фиксато­ром. Задние зубья крепят шарнирно на нижнем поясе жесткости отвала. При переднем ходе машины зубья поворачиваются назад против направления движения и не препятствуют разработке ма­териала отвалом. Во время движения назад отвал приподнимает­ся над рабочей поверхностью, зубья автоматически опускаются на шарнирной оси до упора в нижний пояс и рыхлят грунт. На отвал устанавливают 1...3 поворотных задних рыхлительных зуба.

Кирковщик 5 для взламывания асфальтовых покрытий наве­шивают со стороны лобового листа по типу передних рыхли­тельных зубьев. Съемный зубчатый нож кирковщика крепят на сварной стойке. В ее площадку сзади упирается нож отвала. Верхняя часть стойки прикреплена к отвалу болтами или резь­бовым фиксатором.

Гребенчатые ножи 6 применяют для разработки смерзшихся материалов, скалывания льда с дорожного полотна. Устанавли­вают гребенчатые ножи на подножевую плиту взамен средних и боковых ножей. На режущей кромке гребенчатых ножей высту­пают зубья небольшой длины.

Канавную надставку 7 применяют для отрывки мелких тран­шей и каналов под кабельные линии и водосточные желоба.

По конструкции и способу крепления на отвале она подобна переднему рыхлительному зубу, но больше зуба по ширине. Форма надставки соответствует профилю траншеи.

Откосник 8 предназначен для формирования и планировки откосов выемок и насыпей при сооружении дорог. Он предста­вляет собой отвальный лист, усиленный сзади продольными бал­ками. Сбоку листа приварено посадочное основание, через кото­рое откосник болтами с гайками жестко крепят к левой или правой боковой щеке отвала. В связи с большой длиной откос­ника его дополнительно крепят тягами к толкающим брусьям и верхнему поясу жесткости бульдозерного отвала.

Опорные лыжи 9 устанавливают спереди или сзади отвала. Они предназначены для улучшения планирующих свойств буль­дозера за счет дополнительной опоры на рабочую площадку. Применяют лыжи на бульдозерах с гусеничной эластичной или пневмоколесной ходовой частью.

Передние лыжи крепят шарнирно на выступающем кронш­тейне, который установлен на лобовом листе отвала, задние — приваривают жестко к отвалу или к толкающим брусьям.

Грузовые вилы 10 применяют для перемещения пакетиро­ванных грузов, строительных конструкций (балок, панелей, оборудования). Вдоль отвала в области верхнего пояса жестко­сти на болтах с гайками крепят панель, на которой выступают кронштейны с отверстиями. В них на пальцах шарнирно устана­вливают две изогнутые вилки, которые внизу упираются в лобо­вой лист отвала.

Грузоподъемный крюк 11 служит для подъема, транспортиро­вания и установки грузов. На отвале с помощью болтов с гайка­ми крепят гусек, на консольной части которого шарнирно подве­шен грузоподъемный крюк.

Смотрите также:

 

 
< Пред.