Информационный портал

Добро пожаловать, у нас Вы найдете все о строительной технике, включая колесные и гусеничные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры,  тракторы, скреперы, бетононасосы и прицепы.

 

Диагностические параметры

Диагностический параметр — параметр (признак) объекта диагностирования, установленный для определения его техничес­кого состояния. Количественная оценка любой машины и любой сборочной единицы может быть осуществлена путем использования совокупности параметров. К диагностическим параметрам могут быть отнесены мощность, давление, шум, вибрация, количество га­зов, прорывающихся в картер, и др.

Выше уже указывалось о возможности использования струк­турных параметров для диагностирования технического состоя­ния объекта. Однако в некоторых случаях диагностический пара­метр правильнее характеризует техническое состояние объекта диаг­ностирования, чем структурный параметр. Например, состояние цилиндропоршневой группы лучше оценивать по количеству газов, прорывающихся в картер двигателя, или же по угару картерного масла, чем по зазорам в сопряжениях.

Между структурными параметрами и соответствующими диагно­стическими признаками существует определенная связь (табл. 7. 1).

По характеру воздействия на объект диагностирования пара­метры разделяют на входные и выходные. Под входным параметром понимают меру воздействия на объект диагностирования извне. Например, применительно к землеройным машинам в качестве вход­ного параметра можно использовать нагрузку на рабочий орган и характер ее приложения. Под выходным параметром понимают меру внешнего проявления свойств объекта диагностирования. Примерами выходных параметров могут быть мощность двигателя, температура охлаждающей жидкости и др.

Таблица 7.1. Примеры параметров состояния.

Структурные параметры

Диагностические параметры

Зазоры в сопряжениях цилиндропоршневой группы

Количество газов, прорывающихся в кар­тер; угар картерного масла

Зазоры в подшипниках коленчатого вала

Давление в масляной магистрали

Толщина фрикционных дисков муфты поворота бульдозера

Усилие, приложенное к рычагу управле­ния поворотом в момент трогания гусеницы с места

Количественной мерой параметра состояния является его значение, которое может быть номинальным, нормальным, допускае­мым и предельным.

Номинальное (расчетное) значение параметра определено его функциональным назначением и служит началом отсчета откло­нений. При номинальном значении параметра обеспечивается мак­симальная эффективность эксплуатации объекта. Рассматривае­мые значения параметра характерны для новых и капитально отре­монтированных машин и их сборочных единиц после проведения обкатки.

Допускаемое значение параметра — значение, при котором обеспечивается безотказная работа сборочных единиц до очеред­ного планового диагностирования.

Значения параметра, не выходящие за пределы допускаемых величин, называют нормальными. Они находятся в диапазоне между номинальными и допускаемыми величинами.

Предельное значение параметра — наибольшее или наимень­шее значение параметра, которое может иметь работоспособная сборочная единица. При этом значении параметра дальнейшая эксплуатация машины или сборочной единицы не допускается без проведения ремонтных операций.

При техническом диагностировании машин возникает необхо­димость в оценке отдельных сборочных единиц обобщенным пара­метром.

Обобщенный параметр — диагностический параметр, характе­ризующий с допускаемой погрешностью техническое состояние нескольких сборочных единиц (элементов) машины. Примерами обобщенных параметров являются эффективная мощность двигате­ля, удельный расход топлива и др.

Все параметры состояния можно разделить на ресурсные и функциональные.

Ресурсный параметр — параметр, изменение которого выше пре­дельного значения обусловливает утрату работоспособности маши­ны и необходимость проведения ремонтных операций.

Таблица 7.2. Примеры структурных параметров и соответствующих им симптомов.

 

Структурный параметр

Диагностический симптом

Ранний угол опережения подачи топлива в цилиндры

Жесткая работа дизеля.Дымный выхлоп при работе под нагрузкой

Износ фрикционных накладок плоской муфты

Нагрев корпуса муфты при работе под нагрузкой

Отсутствие зазора в зацеплении шесте­рен главной передачи

Чрезмерный нагрев корпуса заднего моста

Функциональный параметр — параметр, изменение которого выше предельного значения связано с утратой работоспособности или с неисправностью машины. Этот параметр восстанавливается при техническом обслуживании машины.

В процессе диагностирования широко используются диагности­ческие параметры, которые не характеризуются количественными показателями, а лишь позволяют дать заключение об исправности объекта. Эти параметры носят название симптомов (табл. 7.2).

Смотрите также:

 

 
След. >